Ваша карьера: как правильно общаться с шефом и сотрудниками
PSYLIVE.ru,
28-02-2006
Основная цель общения между людьми —
достигнуть взаимопонимания. Но это сделать непросто. Почему с одними людьми нам
легко общаться, а с другими — трудно? Отчего с кем-то мы ладим, а с кем-то все
время ссоримся? Понятно, гораздо проще наладить взаимоотношения с человеком, с
которым существуют так называемые точки соприкосновения. Прежде чем устранять
разногласия, необходимо выяснить их причины, и только после этого налаживать
отношения с собеседником.
В искусстве общения очень важно уметь
выслушать и понять того, с кем вы говорите. Объяснив людям свои намерения и
соображения, из которых вы при этом исходите, вы сумеете предотвратить множество
недоразумений, ссор и конфликтов. Честность в разговоре с собеседником часто
оказывается единственным выходом из конфликтной ситуации. Но правда должна
высказываться не для того, чтобы унизить собеседника, а, наоборот, с целью
возвысить его же в собственных глазах и прояснить вашу позицию.
Что мешает и что способствует общению?
Причины непонимания между людьми могут быть разные: политические, религиозные
взгляды, мировоззрение, психологические особенности. Однако основная причина
кроется в неумении услышать собеседника. Важнейшая часть процесса общения —
умение слушать. Если человек внимательно слушает своего собеседника, значит он
воспитан, вникает в проблему говорящего и как бы помогает ему правильно
формулировать свои мысли. Процесс общения сложен, на него влияют различные
факторы: настроение, стечение обстоятельств, характер человека, его
коммуникабельность или, наоборот, застенчивость. В зависимости от вида общения,
формального или неформального, необходимо правильно выбирать манеру поведения,
тон, жесты, слова и выражения.
Неформальное общение — это общение дома,
с родителями и друзьями; формальное — на работе, во время учебы, с малознакомыми
людьми. В общении мы нередко допускаем то, что мешает взаимопониманию. Это
использование обидных слов и выражений, оскорбительных прозвищ, ненужных
сокращений. Способствуют налаживанию межличностных отношений знаки внимания,
способные успокаивать и оказывать длительное воздействие. «Здравствуйте»,
«спасибо», «пожалуйста», «извините»... — эти простые слова имеют власть над
нашим настроением. Очень важно, чтобы они всегда присутствовали в общении людей
на работе, в общественных местах, употреблялись в семье. Так что же такое
культура общения? Если человек грамотно излагает свои мысли, умеет себя вести, с
уважением относится к собеседнику, мы говорим о том, что этот человек владеет
культурой общения.
Существуют правила, выполнение
которых помогает наладить хорошие отношения с людьми:
- Общение на равных, без грубости и
подобострастия.
- Уважение личного мнения собеседника.
- Отсутствие желания выяснять, кто прав, а
кто виноват.
- Общение на уровне просьб, а не приказов.
- Поиск компромиссных решений.
- Умение ценить решение другого.
- Умение принимать опыт
других.
Если человек не знает, как вступить в
разговор, то следует выбрать любую интересную тему для беседы и время, когда
человек, к которому обращаются, не занят какой-нибудь работой. Всегда следует
помнить, что другой человек — не такой, как вы, и нужно уметь взглянуть на вещи
его глазами, особенно в конфликтных ситуациях. Уважительное отношение к человеку
невозможно без уважения его точки зрения, даже если она не сходится с вашей.
Воспитать в себе уважительное отношение к людям можно только в том случае, если
научишься видеть в каждом человеке индивидуальность, то есть те черты характера,
которые присущи только ему.
Каждый из нас достоин уважения. Уважая
другого, вы уважаете себя, поэтому, если у вас с кем-то не сложились отношения,
в вашей власти приложить усилия для того, чтобы привести их в порядок. Психологи
дают хороший совет, который заключается в следующем: не забывайте об интересах
вашего собеседника. Ваш живой и искренний интерес к тому, чем он интересуется,
вызовет у него оживление и энтузиазм.
Существует несколько важных
правил ведения открытого и честного разговора с «неудобным собеседником»,
которые надо знать и взрослым, и подросткам:
- Используйте «язык-Я». Начиная фразу со
слов: «С моей точки зрения...» или «То, как я это вижу...», вы смягчите разговор
и покажете собеседнику, что высказываете лишь свою точку зрения, не претендуя на
истину в последней инстанции. Тем самым вы признаете его право иметь собственное
мнение. Наверняка вас выслушают гораздо спокойнее и внимательнее.
- Старайтесь говорить о конкретном случае
или поведении, не переходя на обобщения. Например, никоим образом не помогут
обобщения вроде: «Не было случая, чтобы ты вовремя приходил домой (сделал
уроки)». Такое начало разговора даст подростку возможность уйти от обсуждаемой
проблемы. Он начнет вспоминать и доказывать, что когда-то он что-то делал
вовремя.
- Постарайтесь показать собеседнику, что
его поведение в первую очередь мешает ему же самому. Для того чтобы создать
условия, при которых взрослый или подросток захотел бы изменить свое поведение,
необходимо попытаться объяснить, как много они теряют в жизни из-за своего
собственного поведения.
- Предложите собеседнику изменить манеру
поведения. Объясните ему, что конкретно он может сделать в данной ситуации для
того, чтобы исправить ее. Вполне возможно, что, поскольку вы не хотите его
обидеть, вам будет довольно трудно высказать ему правду. Однако помните:
промолчав, вы можете нанести ему вред.
Беседуя с подростком или взрослым
человеком, не рассчитывайте, что вас сразу поймут или согласятся с вами. Если в
разговоре собеседник обидится на вас, не бойтесь еще раз терпеливо объяснить ему
свою точку зрения. Внимательно приглядывайтесь к его реакции на ваши слова.
Постарайтесь добиться взаимопонимания, используйте возврат к сказанному,
переспрашивайте и поддакивайте, не забывайте о проясняющих вопросах и о
подведении итогов услышанного... Конечно, кому-то такое налаживание отношений
может показаться делом слишком долгим, однако все это отнимет гораздо меньше
времени, сил и эмоций, чем общение типа действие—противодействие, поскольку
такой разговор вообще не дает никакого результата. Чаще всего честность — лучшая
политика в отношениях с людьми. Удивительно, как часто мы начинает общение с
хитроумных стратегий и тактик, забывая попробовать сначала просто высказаться
начистоту. Честный диалог — самое эффективное, простое и надежное средство для
превращения конфликта в сотрудничество. |