КАРЬЕРНЫЙ РОСТ
Авторы: Диана Торочкина
Работа и зарплата, 27-07-2004 Если Вы мечтаете найти отличную работу в развивающейся организации, сделать хорошую карьеру и рассчитываете получать высокую зарплату, тогда Вам стоит задуматься о том, что же такое карьера, какими качествами нужно обладать, чтобы быстрее продвинуться по службе. В типичных американских фильмах мальчик, начинавший разносчиком газет, спустя несколько лет становится владельцем издательского концерна. А старательная горничная из престижного отеля, шаг за шагом поднимаясь по карьерной лестнице, в конце концов дорастает до директорского кресла той самой гостиницы, где когда-то натирала до блеска зеркала. В жизни все намного сложнее. И все же, как утверждают некоторые менеджеры по персоналу, шансы сделать хорошую карьеру в рамках одной компании есть и сегодня. Начальник должен начинать “снизу” Плох рабочий, который не мечтает стать президентом фирмы. Всего 10-12 лет назад, когда поле отечественного бизнеса было еще непаханой целиной, стремительные карьерные взлеты происходили часто. В переломные исторические моменты можно лишиться состояния или, напротив, стать обладателем солидного капитала в считаные месяцы, угодить из “грязи в князи” и наоборот. В начале 90-х случалось, что по разным причинам людям приходилось начинать работу в бизнесе с позиций, которые были значительно ниже их потенциальных возможностей. Поэтому многие очень быстро перерастали свои стартовые должности. Сегодня прорваться из пешек в ферзи не так-то просто. - Эпоха дикого капитализма, время головокружительных карьер и составления капиталов с нуля миновала, - считает Инна Дубсон, менеджер по персоналу Радио МАКСИМУМ. - Сейчас карьеру делают постепенно, step by step. Примеров тому достаточно. И хотя случай в этом процессе тоже может сыграть существенную роль, полагаться на него не стоит. Если раньше карьера сотрудника могла быть совершенно непоследовательной (из официанток в директора по маркетингу или HR-менеджеры), то сейчас, когда у всех позиций есть определенный круг должностных обязанностей, четкий объем работ и квалификационные требования, такие рывки из стороны в сторону практически исключены. Понятно, что головокружительные карьерные взлеты возможны и сегодня. Конечно, в динамично развивающейся организации это более вероятно, чем в стабильно функционирующей, где все позиции уже поделены. Сейчас компаний со стабильным бизнесом становится все больше, а возможностей быстро дорасти до директорского кресла - меньше. Тем не менее существует ряд фирм, в которых в качестве кандидатов на руководящие должности вообще не рассматривают тех, кто в свое время не проработал на стартовых позициях. Высокие начальники обязаны начинать снизу, дабы представлять себе весь процесс целиком и грамотно руководить персоналом. Может ли продавец стать директором? Путь рядового сотрудника наверх непрост. Возможно ли прийти к долгожданному финишу, не сойдя с дистанции где-то на полдороге? Мария Бобкова, директор по персоналу компании Адидас: - Около 80 процентов позиций в офисе в прошлом году заняли те, кто когда-то начинал продавцом в наших магазинах. Каков их карьерный путь? Сначала человек работает за прилавком. Следующая ступенька - должность администратора или младшего менеджера по торговле. А спустя некоторое время администратор, если он, конечно, стремится к росту, может стать директором магазина. Практически все директора наших магазинов, назначенные в прошлом году, в свое время были у нас продавцами. Два человека из этой плеяды недавно переведены в региональные менеджеры и сейчас заняты открытием сети магазинов в Петербурге и в Киеве. Такова карьерная лестница в нашей компании. Не считает чем-то немыслимым продвижение с нижних позиций до уровня топ-менеджмента и консультант отдела по развитию людских ресурсов и обучению компании McDonalds Ольга Семенова: - У нас 95 ресторанов в 27 городах России, и все их директора когда-то начинали свой путь в качестве рядового члена бригады. Карьера по плану Известно, что сделать карьеру способен не каждый, а добиться быстрого продвижения по службе - тем более. Какими же качествами нужно обладать, чтобы начальство заметило ваше усердие? Большинство HR-менеджеров ставят во главу угла талант лидера, умение работать в команде, открытость, энергичность, трудолюбие, хорошую обучаемость. Быстрый карьерный взлет наиболее вероятен для людей предприимчивых и креативных, с авантюрной жилкой, всегда готовых предложить предприятию больше, чем требуется от рядового сотрудника. А вот шансов у людей системных, педантичных, скрупулезно выполняющих свою работу “от и до”, немного. Инна Дубсон: - Чтобы сделать карьеру, нужно четко представлять себе, чего именно хочешь добиться, правильно оценивать свои возможности. Обычно, когда на собеседовании задаешь кандидату вопрос: “А кем вы видите себя через пять лет?”, многие теряются. И напрасно. Карьеру нужно планировать на несколько лет вперед. Раз в год или в полгода отмечайте для себя, каких успехов вы достигли, чему научились. Не нужно ждать, когда вас заметит босс. Руководители обращают внимание лишь на проблемные участ-ки. Как только работа стабилизируется, о них тут же забывают. Поэтому не стесняйтесь проявлять инициативу и информировать руководство о своих успехах. Начните переговоры с начальником, напомните, в чем именно состоят ваши заслуги перед компанией. Если вы видите нишу, которую могли бы занять, скажите об этом прямо. Развить потенциал поможет компания Некоторые западные компании исповедуют принцип promotion from within (продвижение изнутри). Попасть в такую фирму со стороны на должность из высшего или среднего менеджмента невозможно. Сотрудников набирают только на нижние позиции и растят самостоятельно, с учетом требований внутренней корпоративной культуры. В подобных компаниях шансы добраться до вершин значительно выше. Однако нельзя сказать, что карьерный рост сотрудников - дело рук исключительно их самих. Кадровый резерв необходим предприятию как воздух, поэтому вкладывать силы и средства в обучение и развитие собственных перспективных специалистов весьма разумно. В небольших фирмах, где все на виду, оценить вклад и качество работы каждого работника проще. Но это вовсе не значит, что крупные компании лишены возможности делать инвестиции в персонал. Ольга Семенова: - Наша задача - развивать потенциал работников. В компании есть учебный центр, который существует со дня основания нашего предприятия. Для того чтобы подняться на определенную позицию, сотрудник проходит обучение. Программы построены так, что мы получаем высококлассного специалиста, менеджера, которому по силам стать директором. Компания всегда идет навстречу, если человек хочет расти и развиваться. Сейчас мы активно внедряем программу “Менеджер-стажер”. Это полугодовой курс для выпускников вузов или работников с неоконченным высшим образованием, при успешном прохождении которой сотрудник может стать ас-систентом директора. Инна Дубсон: - У нас в компании приняты довольно жесткие требования к соискателям: мы ищем людей, чей потенциал чуть выше, чем та должность, на которую человек претендует. Например, когда мы проводили отбор на позицию секретаря на ресепшн, даже в объявлении было указано, что это стартовая позиция. Сотрудник может проработать здесь максимум 1,5-2 года. После этого он должен вырасти внутри компании или продолжить свою карьеру за ее пределами. Примеров успешного продвижения работников, начавших свой путь “снизу”, у нас достаточно. Например, трафик-менеджер (руководитель отдела движения рекламы) два с половиной года назад пришла на Радио МАКСИМУМ вечерним секретарем, затем стала секретарем на ресепшн. Спустя некоторое время начала работать ассистентом в вышеназванном отделе и сейчас полностью закрывает весь этот участок. Лояльность и продвижение по службе В одной фирме много сотрудников, которые работают здесь с первого дня, в другой - ни одного. О чем это говорит? Скорее всего, о том, что в первой лояльность сотрудников по отношению к компании ценится больше. Часто в процессе построения карьеры человек оказывается перед выбором: уйти в другую фирму на более высокую должность или остаться в коллективе, где он комфортно себя ощущает и ждать, когда же наконец в родной компании откроется подходящая вакансия. Увы, однозначного ответа на этот вопрос нет. Сложно уловить момент, когда сотрудник перерастает рамки своей позиции и уже ждет от руководства новых предложений. У крупных компаний в этом отношении есть существенное преимущество - чем больше персонала, тем больше направлений, которые нужно развивать. Нацеленному на продвижение по службе сотруднику всегда готовы что-то предложить. А вот средние и маленькие стабильные фирмы - не самый лучший полигон для карьерных взлетов. Бывает, что специалисты здесь вырастают быстрее, чем появляются вакансии. К тому же вряд ли какая-то компания, чтобы сохранить пусть даже очень ценного и преданного сотрудника, станет платить ему больше, чем это делают на рынке труда. Также следует помнить, что у работников помимо перспективы роста есть и возможность расстаться с компанией. В коммерческом предприятии никто не может быть до конца уверен, что его рабочее место сохранится через год или два в случае каких-либо радикальных изменений. Поэтому прежде чем принять решение уйти или остаться, хорошо взвесьте, что для вас важнее: психологический комфорт или продвижение по служебной лестнице и более высокая зарплата. Если карьеру нельзя построить в рамках компании, делайте ее в другом месте.
|