Энциклопедия
по трудоустройству

Основное правило проведения любых телефонных переговоров. Первый разговор с работодателем

Многие соискатели задают вопрос: «Почему обращаясь по объявлению в какую-либо организацию, я не только не получаю ожидаемого результата, а даже не могу собрать минимум необходимой информации?». Да просто потому, что нельзя относиться к телефонным переговорам с сотрудником фирмы, набирающей работников, как к звонку в домоуправление с просьбой прислать слесаря. Поговорим о самых распространенных ошибках и казусах, которые совершают соискатели, держа в руках телефонную трубку.

Работать со специализированными, «работными» средствами массовой информации (именно работать, ведь трудоустройство на самом деле именно работа, причем нелегкая) непросто. Ситуацию осложняет психологическое состояние человека, в данном случае возлагающего определенные надежды не на свои силы, а, как ни странно, на случай, на ответную реакцию на другом конце провода. Однако не стоит забывать и о том, что счастливый случай, конечно, штука хорошая, но он — именно случай. А если вы настроены более серьезно, то нужно разработать наиболее оптимальные тактику и стратегию поиска хорошего места под солнцем.

Рассмотрим такой диалог:
— Алло, я звоню по объявлению.
— По какому из объявлений?
— О работе.
— На какую вакансию?
— Кажется, менеджер. Вы не могли бы объяснить, что это такое и сколько платят?

Или такой:
— Я по поводу объявления о работе.
— Пожалуйста, вышлите свое резюме по факсу.
— А что мне написать?
— Где?
— В резюме.

Надо ли говорить, что подобный подход к самому первому (и очень важному!) этапу — телефонному разговору, изначально уменьшает шансы получить работу больше чем на половину. И уж на собеседование такого соискателя вряд ли позовут...

Прежде чем хвататься за телефонную трубку и звонить по заинтересовавшим вас объявлениям, внимательно их изучите. И на основе этого четко формулируйте цель вашего звонка.

Лучше сразу объяснить, что вы звоните по вакансии в такой-то газете, претендуете на такую-то должность и хотели бы переговорить с человеком, занимающимся подбором персонала.

Основное правило проведения любых телефонных переговоров:

  • четко формулируйте цель вашего звонка;
  • добивайтесь разговора с человеком, конкретно отвечающим за разрешение вашего вопроса.

Если вам ответил секретарь, то вопросы типа: «что в будет входить в мои функциональные обязанности?», — ему лучше не задавать. Свои должностные обязанности вы по умолчанию должны точно знать сами. Поскольку претендуете на должность «не с потолка» и являетесь профессионалом в своей области. И секретарь четко (кроме общих моментов) объяснить суть вашей деятельности не сможет.

Если размер заработной платы не указан в самом объявлении, обсуждать ее, по всей вероятности, будут исходя из ваших профессиональных навыков. И не надо «доставать» секретаря: «Может, вы мне все-таки скажете, сколько же я буду получать». В лучшем случае вы узнаете только «нижний порог» оклада, он может вас отпугнуть еще до того, как вы составите представление об истинном положении вещей.

Под рукой обязательно должно быть резюме (на интересующую вас вакансию!), чтобы при необходимости его можно было сразу отправить или ответить на вопросы кадровика о профессиональном опыте.

При первом разговоре лучше сразу представиться и акцентировать внимание на какой-либо запоминающейся детали (я работала в такой-то фирме дизайнером, или что-нибудь в подобном роде). Это позволит нанимателю, при последующем общении, быстрее вспомнить и выделить вас из ряда других соискателей на вакансию.

Ни в коем случае не стоит вводить собеседника в курс всех ваших «домашних» проблем. Увы, почти все на второй-третьей минуте разговора затрагивают подобные темы: «а вы знаете, у меня нет постоянной московской прописки», «я мать двоих детей, мне придется иногда отпрашиваться», «я уже год не могу найти хорошую работу, а ведь мне надо платить за учебы сына» и т.д.

Любые нюансы вашей биографии и определенные моменты, на которые вы хотите обратить особое внимание нанимателя, стоит обсуждать только в личной беседе. Тогда вам скорее могут пойти навстречу, и вы с большей вероятностью сможете компенсировать «неприятные обстоятельства» профессиональными навыками.

Собственный имидж при приеме на работу необходимо старательно поддерживать и разговаривая по телефону. А не ставить работодателя просто перед фактом существования своей персоны в полном ее первоначальном великолепии. Ведь по интонациям, манере говорить, растерянности и неуверенности складывается первое (а чаще всего и последнее) впечатление. Вполне вероятно, что вы отличный работник с хорошими базовыми навыками и горячим желанием трудиться именно в этой компании. Но две-три неуверенные реплики или откровенное замешательство в середине разговора — и вас могут незаслуженно «забраковать», так и не увидев всех вышеперечисленных плюсов.

Так что прежде всего ответьте сами себе, сможете ли вы адекватно и спокойно выдержать важный для вас разговор. Проработайте «трудные» моменты в домашней обстановке, со своими близкими.

Базарный тон и первые же нахальные вопросы («а вы не оплачиваете сотрудникам учебу?» и т.д.) не вызовут у работодателя желания увидеть вас в своем офисе.

Не стоит забывать, что кризис на рынке труда давно позади и компании не просто подбирают себе сотрудников, а подыскивают высокопрофессиональный персонал, заинтересованный в творческом подходе к работе. Благо, ситуация в столице дает много возможностей для трудовых маневров. Удачи вам.