Виды интервью. Точка зрения соискателя
По методикам интервью написаны целые тома — но для менеджеров по персоналу. Соискателям никто не объясняет, в чём глубокий смысл задаваемых вопросов. Восполняем этот методологический пробел и предлагаем собственную классификацию видов интервью — с точки зрения соискателя.
1. Допрос
Когда вам задают вопросы в определенной последовательности, никак не связанной с вашими ответами (так называемое структурированное интервью).
Самый простой способ давать правильные ответы — спросить у человека, который уже прошел это действие, о чем его спрашивали и как реагировали, приготовиться и уверенно идти на допрос.
Еще можно представить себе, что вы просто заполняете анкету.
По сути это то же тестирование, только не вы читаете вопросы, а вам их читают вслух (или озвучивают по памяти).
На допросе надо отвечать, так же, как и на вопросы теста — не особенно задумываясь и коротко, все равно подробности никого не интересуют.
2. Рассуждения
Когда вам предлагают прокомментировать какую-нибудь ситуацию, рассказанную устно или нарисованную (так называемое проективное интервью).
Хитрая задумка заключается в том, что говоря о чужих поступках, вы проявите свои личные качества.
Пример — вам показывают картинку, где нарисован человек, вечером выходящий из офиса с толстым портфелем, поясняют, что это сотрудник этой компании и просят дать комментарии.
Если вы скажете, что это, возможно, бухгалтер, который взял работу на дом, чтобы успеть подготовить вовремя квартальный отчет — отлично, в вас увидят ответственного и трудолюбивого человека.
Если вы скажете, что это наверняка повар, который тащит в семью сворованные продукты — сомнительно, вас могут заподозрить в личной нечестности.
Кроме, конечно, случая, когда вы нанимаетесь в службу безопасности — тогда все в порядке, глаз-алмаз, наш человек.
3. Фантазирование
Когда вас просят описать ваши действия в придуманной ситуации (так называемoе ситуационное интервью).
По вашим словам сделают вывод о том, как вы будете работать, если вас взять в компанию.
Пример — вам говорят, что вы офис-менеджер и вашему начальнику нужно сегодня улететь в другой город, а самолет через час и служебная машина сломалась, а время уже 6 часов вечера и у вас билет в театр.
Вопрос — как будете действовать?
Если начнете уточнять, а входит ли в ваши обязанности заказ билетов и/или предложите уволить зав.гаражом — всё, спасибо, что пришли.
Шанса объяснить, что вы имели виду, что в компании таких ситуаций быть не должно и вы готовы приложить к этому все усилия, у вас не будет.
Правильным ответом было бы предложить что-то вроде плюнуть на театр и отвести начальника на собственной машине.
4. Оценка
Когда ваш ответ оценивается только с одной точки зрения — прозвучал ли в нем намек на нужное компании ваше личное качество (так называемое интервью по компетенциям).
Пример — если вы любите играть в футбол, значит, вы предпочитаете командную работу, а если теннис — индивидуальную.
Для главного бухгалтера предпочтительнее вышивать крестиком, а не заниматься прыжками с парашютом (склонность к риску, сами понимаете...)
5. Хамство
Когда вам начинают хамить и грубить (так называемое стресс-интервью).
Никаких примеров правильной реакции на попытку стресс-интервью мы приводить не будем, кроме одной — встать и уйти.
Оправдать хамское поведение тем, что это просто человек такой попался, а сама компания может быть очень хорошей, нельзя.
Если компания держит идиота на такой ответственной работе, как подбор персонала, ничего хорошего вас там не ждет.
Вот, собственно и все методические достижения кадровой мысли.
Данная статья является попыткой приведения процедур подбора персонала и поиска работы к универсальному принципу менеджмента: потребителю (в нашем случае соискателю) нет дела до установленных в компании правил и их методической подоплеке — его интересует только внимание к нему лично.