Скоро «стукнет» 45... Без работы я опять
Немало тех, кто откладывает на осень поиски нового места работы, а зря... Летом появляется очень много подходящих вакансий, так как многие бухгалтеры, желающие сменить работу, увольняются, чтобы загорать 2-3 месяца на даче или еще где и только ближе к сентябрю начинают подыскивать новое место. Как ни странно, летом вовсю открываются новые фирмы, бизнес не затихает. Вот и я летом 2003 года в очередной раз искала работу главного бухгалтера. Несмотря на то, что у меня высшее бухгалтерское образование, через кадровое агентство в моем возрасте (мне скоро 45) трудоустраиваться бесполезно. В объявлении через газету я всегда сбрасывала себе лет 10-12 , чего не сделаешь в агентстве.
О возрасте умолчим...
Я знала: если в резюме обойти вниманием щекотливый момент «мои года — мое богатство», то возможны следующие варианты. Первым делом позвонят те, кому этот вопрос «по барабану». Или работодатель сам арифметикой займется и вычислит меня (если укажу точный трудовой стаж) и позвонит, если его все устроит. Ну а если кто-то по телефону спросит про возраст, я, кокетничая, отвечу вопросом на вопрос: «А зачем вам бухгалтер нужен?» Дальше можно будет пошутить, заинтересовать его своей личностью, чтобы пригласил на собеседование.
Некоторым работодателям я объясняла, что у женщины в любом возрасте могут быть проблемы, мешающие трудовой деятельности. Иногда трудно угадать, кто лучше. Например, сотруднице 25 лет — мало практики и возможно уйдет в декрет, 30 лет — будет брать больничные, чтобы сидеть с маленьким ребенком, 35 — дети-подростки (тяжелое время для их матери), 40 лет — больные пожилые родители. А что касается мужчины-бухгалтера, то его можно очень долго искать...
Конечно, время от времени мне приходится сидеть на жесткой диете, ходить чаще к косметичке, чтобы немного себя «подреставрировать». Надо ведь выглядеть на 10-15 лет моложе, и это мне удается.
Кстати, многие женщины моего возраста надевают юбки выше колен, стараясь выглядеть моложе, а зря — коленки уже не те, если, конечно, не заниматься регулярно спортом. Надо тело омолаживать, а не одеваться, как девочка, что иногда очень смешно выглядит со стороны. Прическу я делаю попроще — укладки старят. Не раскрашиваю себя, как индейцы. В моем возрасте нужен светлый макияж, так как он делает лицо нежнее. Хотя лет через 5-7, видимо, и это не поможет. Придется идти на пластическую операцию, не паспорт же подделывать...
Вот и собеседование
Фирму надо выбирать придирчиво. Был случай, когда на собеседовании я узнала, что место не так уж вакантно, как они расписали в объявлении. То есть их бухгалтер даже не догадывалась, что ей ищут замену. «Любимый» директор готовил сюрприз. Конечно же, от этого места я сразу отказалась...
Впрочем, бухгалтеры при увольнении могут шокировать не меньше, стерев всю информацию в компьютере или «потеряв» пару-тройку важных документов. В такие фирмы тоже лучше не ходить, так как именно вам придется восстанавливать учет, снимать копии документов — и все за тот же оклад.
На собеседованиях я поняла — кто только сейчас не работает бухгалтером: и бывшие инженеры, и учителя математики, и даже певицы, закончившие экономические факультеты. Песенки поют, деньги зарабатывают, чтобы оплатить учебу. В общем, я спокойна за казну страны. Если налоговики не наберут налогов, то восполнят потом недобор штрафами, только надо почаще с проверками ходить.
А вообще конкуренция среди бухгалтеров с каждым годом увеличивается. Сейчас уже немало 30-35-летних кандидаток, у которых и высшее образование, и опыт в несколько лет имеется...
Как я выбирала фирмы
Лично я не хотела работать с руководителем-женщиной, зная о стервозности женского пола не понаслышке, поскольку проработала 20 лет в крупных женских коллективах. Но когда особого выбора не было, то шла на собеседования и к ним. А уж там — если начальница была не против взять меня на работу — решала для себя: смогу ли я стать ей подругой. Если нет, то лучше поискать руководителя-мужчину.
Разумеется, с радостью готовы были предложить мне работу те, к которым никто не шел. (Или зарплата маленькая, или запущен бухучет, или запутан складской учет.) Часто звонили из фирм, занимающихся производством. Ну, не идут туда работать бухгалтеры. Там для них дел больше, так как учет сложнее, а зарплата такая же, как, например, в торговле.
И вот, наконец, я нашла работу, причем недалеко от дома, в новой фирме. Первые 2 месяца мне вовремя платили авансы и получки, хотя выручка была смешной. Товар явно оказался нерентабельным, о чем я все время твердила директору. Но он считал себя умнее всех, утверждая, что лето — мертвый сезон. Я же быстро поняла, что для его товара все сезоны мертвые. Так и вышло — наступила осень, а положение не улучшилось. Работодатель начал задерживать зарплату, но работу продолжал давать. Авансы я уже и не просила — жалко было моего директора бедненького.
Дальше — хуже. За неуплату аренды арендатор не отдал нам компьютер, в котором хранилась нужная информация, не только бухгалтерская. Работать за «спасибо» я никогда не мечтала. Банки мой директор грабить не собирался, цветного ксерокса не имел. Участь моя была предрешена.
Из-за таких предпринимателей, наверное, скоро придется вшивать в трудовую книжку вкладыш. Чем старше я становлюсь, тем чаще думаю о том, где я буду брать справку о зарплате для райсобеса.
Вот уж и лето 2004 года. И я в очередной раз ищу работу главного бухгалтера.
Комментарий эксперта по вопросам трудоустройства Елены Смирновой:
Как известно, женщине столько лет, на сколько она выглядит. В этом смысле нашей читательнице можно только позавидовать. Ну, а если природа берет свое, и уже никакие физкультуры и косметички не помогают? Значит, в качестве аргументов для убеждения работодателя надо использовать опыт, чувство собственного достоинства и жгучее желание получить место.
2 пишем, 3 — в уме
Автор письма абсолютно права, говоря о том, что у женщины в любом возрасте могут быть проблемы, мешающие трудовой деятельности. Добавим от себя — как и у мужчины. Все очень индивидуально. И это понимают многие работодатели. Ведь среди них тоже большое количество людей в возрасте. Так что вполне логично, что 50-летний руководитель будет искать сотрудников себе «под стать».
Конечно, никто не спорит, что с возрастом сужается возможность выбора новой работы. Однако выбор все же существует. Придется потратить больше времени на поиски, может быть, согласиться на не самые лучшие условия, но шанс найти вполне приличное место есть всегда. Разумеется, если вы действительно хороший специалист и действительно хотите работать.
«Хитрости» по сокрытию своего возраста на предварительном этапе знакомства с работодателем вполне приемлемы. Действительно, совсем не обязательно указывать в резюме дату рождения. Если же руководитель заинтересовался вами как специалистом, нужно просто всячески поддерживать этот интерес и при телефонном разговоре, и при личной встрече. Но даже если потенциальному начальнику уж очень «не понравится» ваш возраст (когда он о нем узнает), ничего страшного. На этом работодателе свет клином не сошелся.
Лишь с одним утверждением нашей читательницы позволю себе не согласиться. Вряд ли нужно ставить «крест» на кадровых агентствах. 45 лет — еще не «критический» возраст. У таких сотрудников есть огромные плюсы: богатый опыт и отсутствие семейных проблем. Да и до пенсии, честно говоря, еще далеко. А от хороших специалистов умные работодатели просто так не отказываются. Кстати, с чего вы взяли, что кадровые агентства работают лишь с «молодежью»?
Выбирай, но проверяй
Хотя автор письма и пишет, что выбирать фирму надо «придирчиво», сама-то она «прокололась».
Если соискатель ценит больше всего стабильность, вряд ли стоит идти работать в «молодую» фирму (разве что вы уверены на 100% — у бизнесмена-новичка существует неиссякаемая финансовая подпитка).
Вообще проблема выбора всегда решается индивидуально. Тут не может быть стандартных советов. Мужчина или женщина — руководитель, производство или торговля, «запущенные» дела или работа попроще? Ради получения определенного дохода и/или стабильности можно и потерпеть некоторые «неудобства». Например, ездить на другой конец города или взвалить на себя больше работы... Так что определитесь со своими целями, расставьте приоритеты, и не бойтесь «лишних» обязанностей. Хорошее место дорогого стоит.