Главная / В поисках работы

Техника оценки предложения о работе

E-xecutive, 23-08-2005

Быть или не быть новой работе - вот в чем вопрос. Вы получили Job Offer, и вам надо принять решение. Практикующие консультанты по карьере советуют применить следующие технологии: экспертные консультации; логика цифр; эмоциональная и интуитивная оценка.

В жизни каждого из нас есть задачи, обязательные к исполнению. Одна из таких задач - оценка предложения о работе. Всю свою трудовую жизнь вам время от времени придется заниматься оценкой предложения о работе. Оценивая документ с названием "Предложение о работе", вы ставите перед собой задачу детально проанализировать все составляющие будущей работы - и в результате принять или отвергнуть данное предложение.

На страницах нашего сайта мы уже обсуждали эту тему. В России практика получения "Предложения о работе" пока еще не является общепризнанной, и поэтому многие вопросы остаются непроясненными. E-xecutive опубликовал статью "Оценка предложения о работе", в которой были рассмотрены составляющие этого документа.

В этой статье мы уделим внимание практическим техникам оценки предложения о работе. Ниже предлагаются три возможных подхода, которые помогут вам в принятии решения.

Действие первое. Ревизия целей

Итак, перед вами документ, полученный от работодателя. Через неделю - максимум через месяц вы должны ответить на данное предложение. Вы должны принять серьезное решение, которое определит направление развития вашей профессиональной карьеры.

Перед тем как подвергнуть оценке то или иное предложение, отступите назад и посмотрите всю картину целиком. Воссоздайте для себя общую площадь координат, в системе которой вы будете оценивать предложение о работе. Вспомните о ваших намерениях. Чего вы хотите достичь, совершив очередной шаг в своей карьере? Чему вы хотите научиться и что вы хотите получить от этой работы? Что надо вам для счастья и успеха? Какая работа вам нужна, чтобы она гармонировала с остальной вашей жизнью? Словом, определитесь в своих целях перед тем, как оценивать различные предложения.

Мы приводим три подхода к оценке предложения о работе:

  • Подход 1. Экспертные консультации
  • Подход 2. Логика цифр
  • Подход 3. Эмоциональная и интуитивная оценка

Подход 1. Экспертные консультации

Если вам трудно оценить данное предложение о работе, обратитесь к консультации экспертов. В реальной жизни многие наши знакомые могут выступить в качестве экспертов. Спросите мнения других людей. Поговорите с людьми, которые знакомы с той организацией. Послушайте, что говорят люди, занимающие подобное положение. Даже те, кто не знаком с данной работой или отраслью, могут помочь вам советом. Непредвзятый взгляд со стороны может помочь вам посмотреть на проблему с разных сторон.

Когда вы обсуждаете ваши предложения, люди могут попросить вас предоставить больше информации и обратить ваше внимание на те факты, которые вы ранее не заметили. Вопросы, которые они могут задать, помогут вам всесторонне раскрыть новую перспективу, она и будет потом лежать в основе вашей оценки того или иного предложения.

Помните, что любой совет всегда имеет в основе личный опыт человека, его цели и ценности. Но не к каждому человеку можно обратиться. Соответственно, найдите людей, которые бы не были явно заинтересованы в том, чтобы вы приняли то или иное решение. Постарайтесь найти внутренние причины, заставившие людей дать вам тот или иной совет, чтобы решить, согласны ли вы с их выводами.

Однако не забывайте, что ответственность за принятие того или иного решения лежит исключительно на вас. Соберите как можно больше всякой информации и затем положитесь на свою собственную способность принимать правильные решения.

Подход 2. Логика цифр

Если вы человек рациональный и логичный, то в ситуации принятия решения вам может помочь элементарный логический расчет (см. таблицу "Принятие решения о работе").

Требования к работе, характеристики Возможные места работы
Прежнее место работы Компания АBC Компания CBA
Заработная плата 3 х 1,5 5 х 1,5 4 х 1,5
Профессиональный опыт, новые знания 4 х 1,5 4 х 1,5 5 х 1,5
Сфера деятельности - консалтинг 4 5 5
Карьерный рост, возможность быстрого продвижения по службе 2 х 1,5 4 х 1,5 5 х 1,5
Креативность работы 4 5 4
Проектный стиль управления 4 5 5
Нормированный рабочий день 2 4 3
Постоянные командировки 4 4 4
Другое (напишите)
Общее количество баллов 31,5 42,5 43,5

Начните с вашего собственного представления о хорошей работе. Проанализируйте предстоящие должностные обязанности, сферу ответственности, возможность карьерного и профессионального роста, стиль руководства, типы поведения сотрудников и коллег, полный компенсационный пакет и т.д. Определите для себя, какие аспекты этой должности являются для вас самыми важными? Хотите ли вы работать в конкретной отрасли или с каким-то определенным кругом людей? Что для вас более важно: зарплата, интересная работа или местонахождение фирмы? Хотите ли вы часто ездить в командировки или, наоборот, вам нужно больше времени проводить в семье? И т. д.

Запишите все эти факторы, располагая их по порядку. Начните список с самого важного. Составьте список того, что вам важно, и как можно точнее определите, что вы хотите получить от работы.

Составьте таблицу принятия решения. В левой колонке (вертикальный столбец) отметьте все требования, которые вы предъявляете к новому месту работу. По горизонтали отметьте рассматриваемые вакансии, включая прежнее место работы. Затем сравните каждое предложение с вашими пожеланиями и оцените эти соответствия по 5-балльной шкале: от 1 (все очень плохо) до 5 (прекрасно, перспективно).

Например, работа "А" может получить оценку 5 по категории "Возможность приобрести опыт работы в данной отрасли", потому что эта работа в средствах массовой информации, где вы и хотите работать. Но в то же время она может иметь отметку 2 по параметру "Образ жизни/ рабочая обстановка", потому что у вас есть семья, а работа требует частых командировок.

Чтобы быть абсолютно точным в таком логическом расчете, вы должны проиндексировать ваш список требований и желаний. Разумеется, некоторые параметры в оценке вашей работы являются более важными. Следовательно, они имеют больший вес и их нельзя одинаково оценить. В этом случае выберите 2-3 параметра, которые для вас наиболее важны. Умножьте на 1,5 те оценки, которые вы присвоили по этим параметрам каждому месту работы. Сложите все оценки, поставленные вами каждому месту работы. Теоретически то предложение, которое набрало максимальную сумму баллов, соответствует вам самым наилучшим образом.

Иногда основанный на интуиции ответ на предложение не соответствует тому баллу, который это предложение получило в результате данного теста. Подобное несоответствие означает, что вам следует еще раз взвесить все "за" и "против". Посоветуйтесь с коллегами и друзьями, обратитесь к экспертным мнениям. Либо вы еще не до конца определились с приоритетами, либо у вас неполная информация об этой работе. Может быть, вы неправильно сформулировали вопросы или пытаетесь оценить не те аспекты будущей работы. Именно в этом случае взгляд со стороны может оказаться полезным при выборе правильного решения.

Подход 3. Эмоциональная и интуитивная оценка

На самом деле, в реальной жизни люди не так уж и рациональны. Когда мы принимаем решение, то далеко не всегда рационально подсчитываем все издержки и вознаграждения. Достаточно часто решение принимается на основе интуиции. Если вы человек с развитой интуицией, то, возможно, этот подход при оценке предложения о работе окажется полезным для вас.

Этот шаг потребует от вас усиленной работы правой половины вашего головного мозга, потому что именно она отвечает за эмоциональное восприятие. Вам потребуется вся сила вашего воображения и способность представить себе будущее. Расположитесь в каком-нибудь тихом и спокойном месте, где вы сможете сосредоточиться и вам никто не будет мешать. Закройте глаза и представьте себе, что вы приняли предложение, о котором думаете. Представьте, что вы уже работаете на этой должности. Причем это надо делать отдельно для каждого места работы, если вы располагаете несколькими предложениями.

Как строится ваш обычный день? Во сколько вы встаете? Что вы наденете для работы? Как вы будете добираться до работы, и сколько времени у вас это займет? Как начинается ваш рабочий день? Какова обстановка на работе? Работаете ли вы в кабинете, в самолете, дома? Как проходит ваш рабочий день? Вы заняты размышлениями или пишете, говорите по телефону, давите клавиши на калькуляторе, встречаетесь с клиентами, читаете, ведете ли переговоры и т. д.? Работаете ли вы один большую часть дня или вместе с другими людьми? Какова насыщенность рабочего дня? Есть ли у вас необходимые для такой работы силы? Замыкаются ли ваши обязанности на работе внутри компании, или она подразумевает внешние контакты? Какие связи вы осуществляете с работниками из других отделов, с клиентами, партнерами, членами совета директоров? Заметна ли ваша деятельность для ключевых фигур в компании, и есть ли возможность у вас установить сеть хороших знакомств? Чему может вас научить ваша новая должность? Какие знания и навыки вы сможете усовершенствовать? Как все это соотносится с вашими долгосрочными целями и задачами?

Какова схема управления в компании? Как принимаются решения? Какие люди там работают и как они общаются между собой? Сработаетесь ли вы с вашим начальником? Станет ли компания вашим вторым домом?

Когда и как заканчивается ваш день? Идете ли вы домой, в гостиницу или на вечернее собрание? Как рабочий график соответствует вашей личной жизни? Возвращаясь в прожитый на работе день, как вы его оцениваете? Был ли он напряженным, интересным и плодотворным? Каково вообще ваше отношение к новой должности?

Конечно, не у каждого человека развито образное мышление, поэтому подобный подход может оказаться неприемлемым для вас. Однако если не спеша попытаться представить себе, что за работа вас ждет в будущем, то это может во многом раскрыть вам глаза. Если вы расслабитесь и дадите волю своему воображению, то результаты этого опыта могут удивить вас. Попробуйте!

Перечисленные подходы взаимно дополняют друг друга, поэтому вы можете использовать различные элементы каждого из них, чтобы принять правильное решение.

 

© 2003-2015