Вакансии для всех: "Высокооплачиваемая работа"
Авторы: Ирина Резник
Газета, 19-09-2005
Газетные полосы, стены домов и
особенно вагоны метро пестрят объявлениями типа: "Высокооплачиваемая работа.
Среднее и в/образование. Тел…", "Работа. Частичная занятость от 300$, полная –
до 1000$. Опыт необязателен. Тел…", "Достойная работа, стаж, пенсия.
Собеседование по пятницам…". Решив разобраться, кто же эти благодетели,
предлагающие престижную и высокооплачиваемую работу людям без опыта и
подготовки, я целый месяц вела телефонные переговоры и ходила на
собеседования.
В итоге получила массу
блестящих предложений, приобрела богатый опыт и даже сделала выводы.
Сначала я посетила несколько
собеседований для "активных, энергичных и целеустремленных" и получила
предложения заняться распространением косметики, пищевых добавок и средств
бытовой химии. Тогда я решила больше не связываться с "котом в мешке" и обращать
внимание только на более конкретные предложения.
"Женщине-руководителю
срочно требуется заместитель и два помощника" – снова косметика.
"Крупная туристическая фирма
проводит набор офисного персонала" – здесь мне для начала предложили поработать
на "туристической бирже", заплатив первый взнос –
400$.
"Требуются администраторы,
менеджеры, консультанты в успешно развивающуюся компанию. Бесплатное обучение,
социальный пакет" – здесь всего-навсего 300$ за заключение
контракта.
Поставив себя на место человека,
которому хоть и смешно, но работа нужна до зарезу, я сделала следующий шаг –
разместила на сайтах вакансий резюме с четким указанием специальности, опыта
работы и желаемой должности.
И тут началось самое
интересное…
Моей скромной кандидатурой быстро
заинтересовалась компания Maxico-IDC, проводившая
"дополнительный набор сотрудников для работы в сфере информационных услуг". Я
получили бодрое письмо: "Ваше резюме рассмотрено Советом директоров, Вы
направляетесь на собеседование. Контактное лицо – секретарь".
В телефонном разговоре с
секретарем не удается уточнить ничего, кроме времени собеседования, фамилии
менеджера и номера пропуска. В назначенное время приезжаю на станцию
метро "Электрозаводская", пересекаю наискосок большую промышленную зону и на
территории какого-то предприятия обнаруживаю искомый офис. На улице – толпа
людей всех возрастов (видимо, их резюме также отобрал "Совет директоров").
Внутри – теснота и суета.
В первой комнате
регистрируют вновь прибывших. За полчаса собирается человек 50. Затем
нас приглашают в другую комнату на лекцию, из которой я узнаю, что компания IDC
– один из крупнейших поставщиков информационных услуг на российском рынке; ею
была создана универсальная дисконтная система; сотрудники Maxico-IDC благодаря
современной системе подготовки имеют широчайшие возможности для роста.
Потом нас разводят по офисам на
собеседование.
Темная комната с десяток
столов, за каждым – по менеджеру. Это отдел развития.
Со мной работает юное существо по
имени Дима. В ответ на вопрос, почему так много соискателей, Дима важно
поясняет, что фирма расширяется и то, что здесь происходит, – не набор, а отбор.
А то, что народу много, так ведь в Москве безработица.
На меня быстро выливается
поток информации: фирма предлагает работу "строго в офисе", задачи –
обработка документов и консультации клиентов. Гибкий график, карьерный рост,
зарплата 500$, премия, социальный пакет. Не работа – мечта. Правда, я
по-прежнему не понимаю, чем мне предстоит заниматься. Тогда Дима достает список
отделов. Мое внимание привлекает издательский отдел, где планируется выпуск
журнала.
"Нет проблем, – отвечает Дима. –
После окончания обучения наши сотрудники выбирают для себя любой отдел
компании".
"А вдруг там не окажется
вакансий или я не понравлюсь руководству?"
На помощь Диме приходит зав.
офисом: "Мы не даем координаты других отделов. Сначала – заключение контракта и
обучение здесь, в отделе развития. И скажу вам честно (голос дамы теплеет):
скорее всего, вы сами не захотите в другой отдел. Вот я сижу и никуда не
рыпаюсь, потому что здесь очень хорошо".
Заполнив типовую анкету,
ухожу. Перезваниваю в назначенное время (почему-то поздно вечером),
секретарь радостным голосом поздравляет меня с тем, что совет директоров
компании утвердил мою кандидатуру. Теперь я должна заключить договор,
получить свою именную дисконтную карту стоимостью в 60$ и начать
обучение.
Итак, все стало на свои
места. Любой соискатель получает положительный ответ, но с
обязательным условием покупки дисконтной карты за 60$.
Понятно, после этого у человека
есть выбор: заняться рекрутированием новых жертв и получать процент с каждого
заключенного договора (как юный Дима) или продолжить поиски работы в другом
месте, оставив на память именную дисконтную карту Maxico-IDC.
Я стала видеть нашу жизнь
яснее. "Сетевым маркетингом" (МЛМ, Multi Level Marketing), а если проще
– строительством пирамид, опутано сейчас, вероятно, пол-Москвы. Деньги так и
порхают перед носом мечтательно настроенных граждан, особенно недавно окончивших
школу и никуда не приткнувшихся молодых людей. Правильно – как Дима.
Но мне-то отступать некуда, и я,
соответственно, не сдавалась. Еще одно приглашение пришло мне от TIANSHI
CORPORATION. Фирме, занимающейся "научной и коммерческой деятельностью
в сфере медицины", требовался помощник руководителя отдела. Среди функциональных
обязанностей – работа со СМИ. Вот оно, вроде мое.
Отправляюсь на станцию метро
"Коломенская" и далее. Тот же любимый солидными растущими компаниями
индустриальный пейзаж, то же количество народа. Но обставлено все с куда большим
антуражем. У меня даже потребовали диплом и трудовую книжку!
Существует утверждение, что в
сетевом маркетинге можно достичь определенных успехов, если структура надежна, а
продукт пользуется спросом (как гербалайф в свое время в очумевшей от воздуха
свободы Москве).
Но, как считают
специалисты, работающие в серьезных кадровых агентствах, которых мне
довелось распросить, все усилия в любой МЛМ-компании сосредоточены
исключительно на рекрутировании нового дистрибьютера и раскручивании его на
разовую закупку.
Заплатив деньги, человек сам будет
вынужден искать других потенциальных клиентов, чтобы возместить свои затраты.
Причем наличие продукта в сети, как правило, чисто номинальное и служит
одной единственной цели – замаскировать откровенно пирамидальный характер
деятельности компании.
Что касается работы в
"расширяющихся и открывающих новые офисы" крупных туристических, риэлтерских и
других полезных людям компаниях, то здесь обычно все построено на куда более
простой схеме.
Схема такая:
снимается офис, организуется реклама, и с людей собирают деньги за заключение
договора, обучение, документацию (возможны варианты). Вскоре ребята
расширяются настолько, что исчезают. Растворяются в пространстве. Найти
их невозможно.
Да и такой, как я, безработной и
энергичной, искать их особо и некогда – надо на новое собеседование бежать.
Правильно, на станцию "Текстильщики".
|