Энциклопедия
по трудоустройству

Уж сколько раз твердили миру... (о подводных камнях поиска работы)

Да, безусловно, о поиске работы написаны Мгб-ты статей, в которых освещаются практически все темы: от ориентации на профессиональном рынке до поведения на собеседовании. Поделюсь своим опытом и опытом знакомых и друзей в столь нелегком деле в надежде, что кому-нибудь удастся избежать некоторых неприятных моментов, описанных в статье.

Решив сменить работу, я для начала купила известное увесистое издание, ориентированное на соискателей. Без труда нашла нужное объявление, позвонила, мне назначили собеседование. На мой вопрос: «Какие требования компания предъявляет к данной вакансии, помимо опубликованных?» девушка ответила, что я уже прошла первый этап интервью и назначила время следующего этапа. Спросила я не случайно, зная о том, что часто недобросовестный работодатель скрывает часть информации (обычно это нелицеприятные стороны данной вакансии) до очного собеседования надеясь, что соискатель, уже приехав никуда не денется.

Приехав на собеседование, заполнила анкету едва ли не на коленках. Мест для заполнения документов очень мало, а претендентов было вызвано слишком много. Это сейчас, с позиции «опытного» соискателя, я вижу, что уже на этом этапе следовало крепко призадуматься — стоит ли работать в этой компании, если отношение к будущим сотрудникам, мягко говоря, наплевательское. Далее, при личном собеседовании с сотрудником отдела кадров, после просмотра моей анкеты и выяснения ряда подробностей, меня направляют на следующий этап интервью с моим будущим потенциальным начальником. Здесь выясняется еще одна интересная деталь: вакансия уже занята. Девушка из отдела кадров была неприятно поражена (что говорить обо мне) и направила меня на аналогичную позицию в другое подразделение. Лучше бы чуткость в отношении меня она не проявляла.

За месяц работы в этой «чудесной» компании я поняла, что работа — это поле ежедневных кровопролитных сражений. Это грязная бойня в рамках одного отдела. Здоровая конкуренция между сотрудниками — это естественное явление, даже с под коверной борьбой. Но, глядя на то, что происходило здесь, возникал ряд вопросов: а когда они успевают работать? им, что не где самовыражаться? Борьба шла не на жизнь, а на смерть. Вместо работы и выполнения своих должностных обязанностей, сотрудники методично строчили служебные записки друг на друга, при появлении руководства, не стесняясь клиентов, поливали друг друга грязью. Для меня, работавшей до этого в двух цивилизованных компаниях, это было «культурным» шоком. Опять стоило обратить внимание и на этот «неприятный момент». Далее выяснялось, что на должности, которой я работала, до меня за последний год «пыталось» трудиться 5 человек.

В кабинете в 27-градусную жару просто холодильник, это при неработающем кондиционере. Стало выясняться, что зимой здесь работают в теплых куртках, это офисные-то работники! Апогеем моего испытательного срока стала простуда в тяжелой форме, хотя последний раз я болела в школе. Только оказавшись в кабинете врача, я поняла, что на эту работу не вернусь.

Но как появляется такое отношение к работникам? Почему же люди работают в этой и подобных компаниях, разве можно себя так не любить? Почему на вопрос о необходимой в этом бизнесе комнате отдыха начальство дает «вполне» вразумительный ответ: «Ваше подразделение через год будет перемещено в другое место, создавать ее сейчас нерезонно»? Вопросы риторические. Пока будет спрос на такие вакансии, будет и предложение.

Все, кто когда-либо искал работу, наслышаны об уловках работодателей. Но каждый раз, даже, зная о них, мы «наступаем на одни и те же грабли».

После этого случая я стала интересоваться у друзей и знакомых, как они нашли работу.

Выяснялось, что каждый соискатель хотя бы раз попадался на объявления сетевого маркетинга, хотя все наслышаны об этом виде «бизнеса» достаточно. Я, еще учась в институте, устраивалась в туристическую фирму, занимающеюся Семейным отдыхом, как они это называли, проще говоря, таймшеры. Благо поняла сразу и благополучно ретировалась. Знакомая, ища работу менеджера по кадрам, попала в косметическую фирму, которая занималась распространением косметики сомнительного качества. Заметьте, она человек неглупый, но попалась на грамотно составленное объявление. Удалилась, не дождавшись собеседования, и долго потом недоумевала, как, зная о косметических пирамидах, она могла так попасть впросак.

Во-первых, объявления с различными лозунгами типа «Хочешь заработать миллион — тебе к нам», «Ура! Работа для всех», «Срочно звоните!» и т.д. отметайте сразу. Серьезный работодатель или рекрутер информацию выдает без лишней «воды», четко излагая требования, условия работы, а главное — контактную информацию.

Во-вторых, в объявлениях сетевого маркетинга в графе «работодатель», как правило, указывают «рекламно-информационная компания», «крупная информационная компания», «международная информационная компания» и т.д.

В-третьих, графа «возраст» от 18 до 55 лет дает пищу для размышления, особенно, вкупе с вакансией типа «Помощник руководителя» и «возможно без опыта работы».

В-четвертых, часто дан адрес электронной почты, но почему-то указано «резюме не высылать, звонить», чаще e-mail не указан, даны один, два телефона, один из которых мобильный. Сотрудники служб персонала серьезных компаний и крупных кадровых агентств мобильный телефон никогда не указывают.

С сетевым маркетингом разобрались. Появился еще один вид мошенничества, вернее, он и ранее существовал, но в более мелких масштабах. Устраиваясь на творческую работу, знакомый целую неделю придумывал интересный, неизбитый, мало бюджетный проект, чтобы, придя на второй этап собеседования и, принеся свое детище, услышать: «К сожалению, Вы нам не подходите, работа в интересном ключе, но не то». Оказалось, что в эту компанию подобным образом устаивалось в разное время много человек и все «не в том ключе», а проекты оседали в архивах компании в качестве наработок.

Еще один «фонтан идей» прямо на собеседовании в IT компании «выдал на-гора» 5 новых идей по обучению и мотивации персонала. Перезвонил ему на следующий день и извиняющимся тоном сообщил, что «увы и ах» тот самый менеджер по персоналу, который в течение последующего года преподносил руководству эти идеи за свои, за что получил повышение и соответствующие бонусы. Самое обидное, признались оба амбициозных горе-соискателя, что об этих уловках были хорошо наслышаны и поняли, что произошло сразу после собеседования, но «на волне просто понесло», на чем и сыграли сотрудники служб персонала. Одно дело, когда Вы общаетесь с непосредственным будущим руководителем, хотя и в этом случае надо преподносить идеи завуалировано. Выводы делаем сами, хотя еще не раз и не один соискатель попадется на различные уловки и ухищрения.

Устроившись на работу в представительство крупной инвестиционной компании, Ирина зарекомендовала себя как грамотный, доброжелательный, способный сотрудник и уже практически освоилась на новой должности. По окончании испытательного срока ей сообщили, что «К сожалению, Вы нам не подходите», но причину отказа сформулировать не смогли. Выяснялось, что руководство этого филиала просто боится милую барышню: через два-три года она окажется на их месте. Быстро освоив информационную базу данных и ряд сложных методик, Ирина подписала себе «смертный приговор». Такие «продвинутые» сотрудники здесь не задерживались, их просили уйти по-хорошему или просто выживали, перекидывая с одной должности на другую.

От такой ситуации никто не застрахован, но благодаря этой работе, Ирина взглянула на себя по-новому, оценила по достоинству свои профессиональные качества и сейчас успешно трудится на благо известной финансовой корпорации под началом уверенного в своих силах руководства, которое только приветствует карьерный рост сотрудников.

Еще один нелицеприятный момент связан с заполнением анкет. Заполняя оную в службе персонала крупной фирмы, увидела, мягко говоря, странный ряд вопросов, относящихся к вероисповеданию. Непонятно, зачем службе безопасности знать, как часто я посещаю церковь и сколько времени там провожу. Это, по меньшей мере, не этично а, вообще-то, нарушение прав человека. Поинтересовалась у девушки из службы персонала, она объяснить так и не смогла. Видимо, еще один риторический вопрос.

В итоге, я нашла работу через бывших партнеров в моей сфере деятельности, но выводы, которые я сделала, посетив ряд собеседований, помогают мне развиваться на нынешней работе:

  1. О работе нужно судить уже по объявлению. Приемлемые сайты по поиску работы www.superjob.ru, www.rabota.ru, www.zarplata.ru, www.rabotka.ru. Можно искать работу через сайты интересующих компаний.
  2. Если Вам предлагают заполнить анкету, а место для этого не отведено, значит, не ждите уважительного отношения к себе и на рабочем месте.
  3. Всегда выясняйте, почему уволился Ваш предшественник, или, по крайней мере, сколько человек здесь сменилось за последний год.
  4. Если при первом осмотре будущего места работы Вас что-то настораживает (холодно, атмосфера в коллективе не здоровая и т.д.), хорошо подумайте, хватит ли Вам обещанной зарплаты на лекарства от простуды (у меня ушла почти вся зарплата, сотрудники в этой компании болели, в среднем, 4 раза в год) или на лечение нервной системы.
  5. Не хватайтесь за первое попавшееся объявление, это Вас не спасет, Вы можете только потерять время; позвоните по нескольким объявлениям, отправьте резюме нескольким работодателям, сходите на ряд собеседований. Из каждого собеседования выносите что-то для себя полезное, не унывайте, если Ваша кандидатура не подошла. Постарайтесь конструктивно проанализировать ход интервью, вопросы и Ваши ответы на них.
  6. Главное, не пытайтесь быть другим, будьте собой, хотя на собеседовании это не так-то просто.

Кто-то находит действительно достойную интересную работу по объявлениям в СМИ, через Internet, кто-то по протекции. Но, в итоге, кто ищет — тот всегда найдет!

Удачного поиска достойной Вас работы!

Мария Сидорова