Четыре навыка, которыми должен владеть каждый соискатель
Авторы: Елена Кузнецова
Работа
для Вас, 16-02-2006
Быть специалистом
сегодня мало. Помимо "узких" знаний важна общая база навыков, без которых сейчас
не обойтись ни в одном современном офисе. По оценкам экспертов, тенденция эта в
ближайшем будущем будет только прогрессировать. Что же нужно уметь каждому,
претендующему на звание профессионала и заинтересованному в хорошей
работе?
Уважаемый компьютер
За несколько последних лет это чудо
техники проникло даже в те рабочие помещения, где оно вроде бы совершенно ни к
чему. Спектр использования компьютеров широк - от использования в качестве
счетной или пишущей машинки до создания настоящих шедевров. Если должность не
требует применения специального программного обеспечения, любой современный
работник должен уметь включать компьютер, пользоваться почтовой программой,
создавать и сохранять документы в Word, и, желательно, в Excel. Разумеется, все,
чем вы владеете сверх того - плюс.
Искать знакомые буквы на клавиатуре
позволительно разве что пожилым работникам, остальным надо иметь рабочую
скорость набора. В этом нет ничего сложного, требуется лишь немного
тренировки.
Андрей Иванович, инженер в
возрасте "за 50", который никогда не сталкивался с компьютером, устроиваясь на
новую работу, на вопрос, владеет ли он ПК, ответил утвердительно. В результате,
в течение выходных он изучал на компьютере дочери Word и набирал под ее диктовку
тексты. В понедельник на собеседовании краснеть ему не
пришлось.
Рабочий дом
Вы ведь умеете управляться со всем,
что есть в вашем доме, не так ли? То же надо уметь и в офисе - отправлять факсы,
делать ксерокопии, заправлять в принтер бумагу, пользоваться чайниками,
телефонными станциями и прочими приспособлениями. Вполне возможно, вам не
придется этим пользоваться самостоятельно, но уметь нужно. Также обязательно
владеть делопроизводством в минимальном объеме: нужно знать, как оформить
документ или деловое письмо.
Начальница небольшой фирмы,
глядя, как Марина, ее новый сотрудник, составляет письмо иностранным партнерам,
возмутилась: "Вы же говорите, что работали в инофирме! Разве вы не знаете, что
обе шапки "от кого" и "кому" пишутся слева?" А ведь избежать неприятной ситуации
было очень просто - информацию о делопроизводстве можно найти как в интернете,
так и в специализированных изданиях.
Приятное общение
Умение общаться с людьми -
абсолютная норма, причем, это касается рабочих контактов как с коллегами, так и
с партнерами, и, конечно, с клиентами. Тут, правда, есть нюанс: вряд ли кто-то
признает, что не умеет разговаривать с людьми - как же, все общаемся постоянно.
Но культура корпоративного общения подразумевает выдержку, такт, вежливость,
правильную речь, грамотность, к тому же не помешает улыбка. Работник, выживающий
на рынке труда, не хамит, не ленится отвечать на вопросы и объяснять, не
выказывает раздражения и неприязни, не делит клиентов и партнеров на
перспективных и попусту отвлекающих. Отсутствие этих способностей может быть и
не замечено при найме на работу, но время непременно выявит проблемы в общении,
если они есть, и тогда несложно угодить в список "на
вылет".
Валентина приняли в компанию на
должность менеджера по продажам. Опыт работы у нее имелся, солидная клиентская
база тоже. Но ценного, казалось бы, сотрудника, к которому не было претензий по
работе уволили только потому, что она пару раз она позволила себе резко и
неприветливо поговорить с коллегами.
Язык до добра доведет
Иностранный язык далеко не везде
нужен, но все чаще требуется работодателем - на всякий случай, на будущее,
пригодится. Сопротивляться не стоит: ведь и, правда, рано или поздно пригодится.
Куда правильнее довести знание языка до профпригодного состояния. Почему выходя
из школы, вы знаете, где находится Африка, и не можете написать простого письма
на иностранном языке? И то, и другое - признак образования, причем
элементарного. Так что, работодатель, требующий язык там, где его вроде бы не
надо, имеет полное право попросту видеть у себя образованного
сотрудника.
Говоря о "языке", в первую очередь имеется в виду английский.
Так уж сложилось, что он стал средством делового общения. Даже если вы учили в
школе немецкий, французский или испанский, не поленитесь освоить базовый уровень
английского: не пугайтесь, он не считается сложным языком. Иначе разве говорило
бы на нем с легкостью столько людей во всем мире!
Ну, и не забывайте, что
владение иностранным - это еще и возможность делать карьеру несколько активнее:
специалисты с хорошим знанием языка значительно расширяют выбор места работы за
счет иностранных работодателей, которых становится все больше.
Все вышеперечисленные навыки
не нужно выдавать за достижения - это норма, такая же, как умение разговаривать
или читать. Именно поэтому иногда о них даже не спрашивают как о само собой
разумеющеемся. Так что восполните свои пробелы, если они есть, и закройте этот
вопрос, сконцентрировавшись на главном - специализации.
|