Авторы: Александр Бурый
Компания: Карьера
Старая избитая поговорка «Встречают по одежке, а провожают по уму» в современной России актуальна как никогда.
Сцена в дорогом бутике. «В этом костюме вы — настоящий английский лорд», — воркует на ухо продавщица. «Твой новый телефон — это стильно», — каждые пятнадцать минут зазывает телевизор.
А вот еще мягкие супермодные ботиночки, пара пестрых галстуков, часики с камушками — и так далее и тому подобное.
Купил? Готов повесить на стену плакат «Жизнь удалась»? Молодой неискушенный карьерист может подумать, что с такой экипировкой ему гарантирован не только успех на собеседованиях по поводу приема на работу, но и шквал заманчивых предложений от выстроившихся в очередь рыдающих работодателей.
Однако на деле все не так просто. Особенно если вы решили сделать карьеру в такой консервативной сфере деятельности, как инвестиционное консультирование (investment banking). Именно здесь ваш внешний вид может действительно сыграть определяющую роль в достижении успеха. Итак, существует свод негласных правил, не соблюдая которые начинающий инвестиционный банкир рискует оказаться непонятым на переговорах и даже упустить выгодную сделку. Сразу оговоримся — речь пойдет не просто о стандартном наборе дорогих вещей. В investment banking действует целая система деталей и нюансов, постичь которую неискушенному новичку довольно сложно.
Начнем с обуви. Прежде всего — никаких мокасин или сандалий. Даже если у вас ревматизм, плоскостопие или еще что-нибудь, что лечится в санаториях для больных с повреждениями опорно-двигательного аппарата. Среди настоящих инвестбанкиров котируются лишь изделия ручной работы стоимостью от $500. Желательно английского производства.
Особой любовью успешных финансистов пользуются известные марки John Lobb и Church’s. Признаются только строгие модели без каких-либо излишеств. Цвет — исключительно черный. Кстати, это обязательное требование. Например, если вы хотите провалить свое первое собеседование в инвестбанке, просто заявитесь туда в ботинках коричневого или жизнерадостного канареечного цвета. Работу вы, конечно, не получите, зато насладитесь вытянувшимися от удивления и возмущения лицами сотрудников офиса.
Следующий пункт — костюмы. Темно-серые, темно-синие, никаких клеточек, рубчиков и тому подобных излишеств. В крайнем случае — строгая, слабовыраженная полоска. Не более двух пуговиц, однобортные. Задний разрез не регламентируется. В Европе он может быть и двойным, поскольку традиционно местная аристократия ездила на лошадях и это, скорее, элемент комфорта — чтобы костюм не разошелся по швам. В тон ему подбирается сорочка. Расцветки спокойные, пастельные, возможна тонкая полоска. Недопустимы варианты типа «сафари» с двумя карманами на пуговицах и погонами.
Под строгий костюм полагается носить не менее строгий галстук. Никаких вызывающих расцветок! Запомните главное правило: если внимание собеседника на переговорах сконцентрировалось на вашем галстуке более чем на две секунды — вы в ауте: галстук подобран неверно. Допускаются лишь строгие, неброские тона. В Европе особенно нежелательно использование в расцветке различных ромбиков, кружочков, стрелочек и клеточек. Маститые учебные заведения с многовековыми традициями часто употребляют в качестве корпоративной атрибутики галстуки с различной, в том числе и геометрической, символикой. Так что вы легко можете попасть впросак при общении с выпускниками того же Гарварда или Оксфорда. В лучшем случае ваш галстук будет воспринят как досадное недоразумение, в худшем — вас заподозрят в самозванстве.
Однако и это еще не все.
Представьте себе такую ситуацию. Вы молодой, многообещающий менеджер инвестиционной компании. Москва. Лето. Июль. На улице +35°C. У вас важная встреча с потенциальным клиентом, в результате которой ваша компания может получить сделку на пару десятков миллионов долларов. Исполненный чувства гордости за порученную миссию, вы входите в переговорную и... после обмена ничего не значащими фразами клиент неожиданно откланивается. А на следующее утро вас вызывает шеф и в лучшем случае штрафует на ползарплаты, а в худшем — предлагает подыскать другое место работы. За что? Клиент отказался от сделки. Что не так? Ведь на переговорах вы не успели даже толком рта открыть. Все просто: вы позволили себе прийти на встречу в сорочке с коротким рукавом, при галстуке и без пиджака. Это — неуважение к клиенту. Иностранцы-коллеги, в первую очередь англичане и американцы, не простят вашей оплошности. Не советуем также одевать пиджак на сорочку с короткими рукавами — заработаете репутацию неряхи. Логика проста — у обычной сорочки есть манжеты, которые даже у самого чистоплотного человека к концу рабочего дня будут грязными. На следующий день такую, как правило, не одевают. Поэтому ваши короткие рукава расценят как элементарную неопрятность. И потом — как в таком случае вы сможете щегольнуть красивыми новыми запонками, подаренными вам родными в день окончания университета? Кстати, и здесь есть ограничения. Главное, чтобы они не были огромного размера, с фривольными символами и не стоили в два раза больше, чем весь ваш костюм, с галстуком и ботинками. Обычно инвестбанкиры симпатизируют запонкам Montblanc. Между прочим, столь же высоко котируются и авторучки этой марки.
Раз уж мы заговорили об авторучках и запонках, следует упомянуть и о других аксессуарах. Например часы. Отлично! Вы любите дайвинг и у вас есть замечательный водонепроницаемый хронометр с секундомером, альтиметром и прочими жизненно необходимыми, на ваш взгляд, функциями — размером с маленькую сковородку и весом с учебник по финансам, который вы, надеемся, вызубрили наизусть. Наденете его под строгий костюм на деловую встречу — считайте, вы ее успешно провалили. А если хотите заслужить одобрительные взгляды будущих коллегинвестбанкиров, запомните следующее. Среди американской финансовой элиты котируется в первую очередь Rolex, у европейцев — Patek Philippe и Breguet. Хотя не возбраняются и другие варианты. Кстати, марка — своего рода опознавательный знак: стоимость часов должна составлять приблизительно 10–15% от вашего годового дохода.
Если на часы вы уже заработали, думаем, приобретение достойного мобильного телефона не сильно обременит ваш кошелек. Покупать можно любой, но только бизнес-класса. Например, среди российских инвестбанкиров в большом почете SonyEricsson 910 и Motorola V3.
Конечно, инвестиции в собственный имидж важны, а зачастую даже необходимы. Но не забывайте, что это только детали, свидетельствующие о вашем вкусе и стремлении принадлежать к классу успешных и уверенных в себе людей. Но они не заменят хорошего образования, о котором неплохо позаботиться заранее.