Автор: Ольга Шуган Источник: «Элитный персонал»
Мария ЕФИМКИНА относится к типу «предпринимателей»: где бы она ни работала, ей всегда было интересно начинать. Но проходило время, наставал черед рутинного процесса. Здесь нашей героине становилось скучно, она теряла ощущение «драйва». В свои 28 лет эта девушка сменила не только несколько мест работы, но и ряд направлений деятельности. Что делать, чтобы новое руководство убедилось в лояльности Марии и не считало ее «летуном»?
Общаясь со мной, люди интересуются, почему я так часто меняю работу. Мне кажется, сейчас на старте многие переходят из одной компании в другую, чтобы набраться опыта в разных сферах. Так, я после окончания экономического ф-та МГУ (1999) попала в крупную западную финансовую компанию, а через несколько месяцев без сожаления поменяла ее на менее известную российскую. Получив «двойной» опыт в западной и российской организации я поняла, что мне интереснее в работать в отечественных компаниях. Они максимально приближены к реальности это отрезвляет. При всем том меня нельзя назвать карьеристкой, потому что я не стремилась занять супервысокие позиции мне хотелось сделать карьеру внутри организации. В 22 года я пришла в российскую автомобильную компанию (мультимарочный дилер), и меня взяли на стартовую позицию оператором call-center. Я проработала в этой должности ровно 20 дней, после чего меня назначили начальником отдела развивать направление автокредитования. Через полтора года я решила попробовать себя в новом формате и из автокредитования ушла в ипотеку.
Я с энтузиазмом взялась за дело (ипотека казалась мне более позитивным направлением с точки зрения «энергетики»), но, проведя в компании более 3-х лет, решила: «все, хватит, я исчерпала свой ресурс». Я выполнила задачу, которые поставило передо мной руководство, заложенные мной схемы будут достаточно успешно работать еще лет 5. С практической точки зрения очень удобно наладить какой-то участок и осуществлять лишь общее руководство. Но такая расстановка сил ведет к расслаблению, к смещению приоритетов. Это ловушка, особенно опасная в молодом возрасте. Сейчас области деятельности перетекают из одной в другую, ситуация меняется настолько быстро, что нужно быть постоянно в курсе этих событий. Общаясь с руководителями крупных компаний, я с сожалением встречаю «замыленный» взгляд на некоторые вещи. Даже работая в рамках одного направления, мне интересно решать разные задачи и применять новые инструменты для их воплощения. Если этого нет, у меня наступает кризис цели, который сопровождается опустошенностью и угнетенным состоянием. Тогда мне необходимо, чтобы появилась новая цель, и чем она недостижимее, тем больше появляется возможностей для проявления профессионализма и развития личности.
Кризис привел к тому, что в августе этого года я в очередной раз сменила работу и сферу бизнеса. Я перешла в прозападную компанию на ту же позицию менеджер по развитию направления. Предстоит исследовать совершенно новую богатую и незнакомую среду, поэтому думаю, в ближайшие три года мне гарантирована интересная жизнь. Надо честно признаться, что решение об уходе далось мне непросто. Меня всегда волнует вопрос: как расстаться красиво? Момент прощания требует от сотрудника щепетильности, потому что он заинтересован оставить о себе в компании хорошее впечатление. Но как бы ты не старался, несовпадение целей организации и сотрудников всегда большой удар для работодателя. К сожалению, компания на тот момент ничего не могла мне предложить в плане развития, и нам пришлось распрощаться.
Работу я всегда находила через знакомых и ни разу не выходила на открытый рынок, потому что самым трудным этапом для меня было пройти через «фильтр» отдела персонала. Мы по-разному оцениваем ситуацию: я смотрю на процессы, которые хочу разрабатывать, а HR смотрит в большей степени на личность, и такой человек, как я, не удовлетворяет его. Мне интересно: почему мы не можем найти общий язык? Может быть, виной всему мое непостоянство? Вероятно, HR опасается, что я надолго не задержусь в компании. Но ведь моя задача запустить новый проект, а развивать могут и другие. Каждый должен быть на своем месте. Если бы я была такой, как хочет HR, я не смогла бы создать ничего нового. Очень часто в компанию попадают люди случайные, которые на собеседовании умеют «пустить пыль в глаза», продемонстрировать лучшие качества, а реально ни на что не способны. Интересно, если бы я поработала над своим имиджем, посетила специальные тренинги, у меня бы не возникало таких проблем?
В любой отрасли есть восходящая линия взлет, есть прямая, когда она стабильно развивается и есть, наверное, легкий спад, когда для «спасения ситуации» нужны другие стратегические решения, например, ребрендинг. У каждого менеджера существует «любимый» этап развития бизнеса, на котором ему интереснее всего работать. Для меня это start up. Как ни парадоксально, на том цикле, когда бизнес-процессы еще не ясны, не сформировано ни мнение рынка, ни потребительское поведение, мне действовать удобно. Сознание того, что имеешь отношение к неизведанному, добавляет драйва и энергии. И не случайно те идеи, которые я предлагаю, обычно хорошо приживаются на рынке.
Я достаточно уверенный в себе человек, и все-таки мне иногда страшно, что я могу не оправдать доверия людей, которые меня пригласили к себе. Достижение определенных количественных и качественных показателей только одна сторона вопроса. Самое главное зарекомендовать себя как лояльного сотрудника. Можно провести аналогию с отношениями мужчины и женщины. Если мужчина долго не дарит женщине цветы, она задумывается: а как он ко мне относится? То же самое с работой. Я думаю, что если грамотно себя позиционировать, показывать свои достижения, рассказывать о выполненных проектах, то мне удастся растопить лед недоверия. В случае удачи взаимопонимание между сотрудником и руководством положительно повлияет на результативность работы, на атмосферу в коллективе в целом. Тогда успех неизбежен!
Ирина БЕЛЕНДРЯСОВА, специалист по подбору и развитию персонала компании «РУСФИНАНС»:
Героиня этого повествования очень увлекающийся человек, экспрессивный и импульсивный, ей трудно усидеть на одном месте. Такая гиперактивность приводит к тому, что, стремясь познать многое и «разбрасываясь» на разные направления деятельности, она не может довести дело до конца.
Мария непостоянна, и доверия работодателя к ней нет, т.к. в любой момент она может сорваться, т.е. «перегореть». У нашей героини присутствует интерес только к первому этапу развития бизнеса. В то время, как в работе важно не только создание нового направления, но и чёткая текущая деятельность, рассчитанная на долгие годы. Мария нацелена на процесс, а результат её уже не заботит. По всей видимости, в бизнесе она человек-одиночка, и другим людям работать с ней не очень сладко. Для того, чтобы трудиться в команде, надо учитывать не только свои личные качества, но и интересы компании, а этот фактор у нашей героини отсутствует. То недоверие, которое вызывают у нее сотрудники HR, подтверждает этот факт.
Людям такого склада, как Мария, надо уметь позиционировать себя, учиться быть более гибкими, доверять себе и другим людям, прислушиваться к своей интуиции. Для этого полезно посещать разные тренинги, например, тренинг личностного роста, командообразования, развития коммуникативных навыков. Помимо этого, нужно уметь быть лояльным компании и не только требовать от нее разные блага, но и давать отдачу. Из статьи видно, что Мария лидер по натуре, и ей сложно побороть свои амбиции. В таком случае самый лучший вариант создание собственной компании, где она сама будет выстраивать бизнес-процессы.
Галина БОГДАНОВА, менеджер по персоналу компании Danone:
Что отличает хороших руководителей от лучших? Лучшие руководители понимают и признают потребности и интересы каждого сотрудника и стараются распределить участки работы в своей команде в соответствии с этим знанием. И в этой связи не случаен интерес к типологии командных ролей в деловой литературе (Бэлбин, Майерс-Бриггс) и бизнес-психологи и практики задаются вопросом об оптимальном использовании человеческих ресурсов с целью повышения эффективности работы организации в целом.
По признанию Марины, она комфортнее всего чувствует себя в ситуации «начала». Возможность получить новый опыт, создать политики и процедуры, прописать бизнес-процессы «с нуля» придает Марине энергию и ощущение драйва. Так замечательно. В современном бизнесе специалисты с такими компетенциями, с готовностью к работе в незнакомом формате, стремлением к профессиональному развитию и здоровым восприятием реальности желанные кандидаты для многих работодателей. Ведь в природе большинства людей лежит сопротивление или, по крайней мере, настороженность к любого рода изменениям.
Поэтому я полагаю, что в ближайшее время автор нашего письма будет достаточно ангажированным специалистом на рынке труда. Тем более, что на основании письма можно сделать вывод о том, что Марина, достаточно целеустремленный и уверенный в себе человек. В то же время, в некоторых высказываниях автора мне видится немного завышенная самооценка. Действительно, такие утверждения как «Заложенные мной схемы будут достаточно успешно работать еще лет 5» не могут не вызвать здоровый скепсис. В ситуации, когда знания, технологии и подходы изменяются со скоростью, которую мы можем наблюдать в наше время, единицы профессионалов могут позволить себе подобные сентенции. Но если подобная самоуверенность не мешает достигать результатов, то почему бы и нет?