Английское слово «product» переводится как «изделие» или просто «продукт». В русском языке словосочетанию product-manager пока не нашлось адекватного словосочетания, поэтому эту должность называют без перевода бранд- (или брэнд)-менеджер. В российской практике человека со сходными обязанностями часто называют просто начальником отдела продаж.
Product-manager ведет продажу некоей группы товаров определенной торговой марки (это может быть что угодно – бытовая и компьютерная техника, одежда, продукты питания и пр.). Впервые в России эта должность возникла в фирмах, занимающихся продажей компьютерной техники, комплектующих, аксессуаров и пр. В его обязанности может входить также контроль закупок (по количеству и качеству), организация хранения и своевременной выдачи товаров.
В отличие от менеджера по продажам, product-manager занимается не самими продажами, а раскруткой фирменной марки. Это подразумевает наличие серьезных познаний в области маркетинга и рекламы. В отличие от «чистого« маркетолога, product-manager должен разбираться в продаже данной группы товара не столько на уровне экономиста , сколько на уровне пользователя и производителя. Работодатели могут требовать от product-manager, занимающегося, к примеру, с джинсовой продукцией, знания популярных моделей одежды, материала, фурнитуры и пр.
Встречается мнение, что product-manager – это специалист по закупкам. В действительности, контроль над процессом закупок и поддержание отношений с поставщиком – составная, но не главная часть деятельности product-manager. В том случае, если закупки производятся за рубежом, от product-manager требуется знание языка страны-производителя (английского, немецкого и пр.).
До кризиса product-manager получали в среднем $500-$800, зарплаты высококвалифицированных специалистов достигли $1500. В настоящее время разброс зарплат подобных специалистов слишком велик, для того чтобы привести какие-либо средние цифры.