PR-специалист на рынке труда

Авторы: Наталья Селезнева, Георгий Долин

Компания: Shtaty.ru

Работая как эксперты, рекрутеры должны гарантировать своим клиентам, что по их заказам отобраны лучшие из свободных профессионалов на рынке труда. Основные критерии отбора: компетентность, специализация в области деятельности компании-работодателя, профильное образование, личностная харизма. Последовательность и значимость критериев меняются в зависимости от специфики проекта и функций будущего сотрудника.

Так, в случае подбора молодых специалистов на роли «подмастерьев» и исполнителей, в первую очередь важны профильное образование плюс компетентность, адекватная их возрасту. (Пусть это будет начальный опыт в рамках студенческих практик в PR-агентствах или хотя бы курьером в крупных рекламных или медийных структурах. Но они видели «кухню» изнутри», им не надо объяснять все с самого начала).

Для будущих руководителей PR-проектов, независимо от их масштаба, первой по значимости - харизматичность. Человек может иметь дипломы лучшего российского ВУЗа, заветный МВА британских и французских университетов, десяток профессиональных сертификатов, и при этом быть совершенно непригоден на роль профессионального PR-лидера, если он скушен, не симпатичен, не эмоционален, не заразителен. Встречая таких дорогих специалистов («дорогих» буквально, в силу стоимости образования), остается только сожалеть об изначальной системной ошибке в выборе профессии.

Психотип дается от природы, и для успешного пиарщика он важен не менее, чем для профессиональных актеров или политиков. (С тихим ужасом рассказывал нам один из лучших в своем деле PR-директор крупной компании, что вскоре после начала работы нового менеджера выяснилось, что «он – инт-ра-верт (!)»).

И для российского рынка, как для всех прочих, составляющие профессиональной харизмы пиарщика – это коммуникабельность, располагающая внешность и природное обаяние, усиленное воспитанием в культурной среде, плюс сильные лидерские и организаторские данные, позволяющие системно держать в голове десятки параллельных задач и организовывать их решение любой ценой. В идеале – это еще и сангвиник, человек с сильной нервной системой и, следовательно, «здоровыми» реакциями на стресс. Все вместе сейчас это принято называть «хорошая энергетика».

О компетентности и специализации

Редко какая другая вакансия вызывает столь массовый приток резюме, как вакансия PR-менеджера. По базовому образованию среди претендентов журналисты и инженеры, математики и лесотехники, финансисты и экономисты, политологи и учителя начальных классов и, конечно же, выпускники ВУЗов со специализацией «PR и реклама». Здесь есть две темы: профессиональное качество и общий уровень культуры «PR-специализированных» выпускников во многом производны от уровня их ВУЗа. Не секрет, что многочисленные коммерческие институты не обеспечивают достаточную профессиональную подготовку. Поэтому бренды МГУ, МГИМО, ГУ-ВШЭ, Финансовой Академии, крупнейших государственных университетов России (Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Томск, Ростов-на-Дону) по-прежнему остаются гарантом профессионального качества и априори дают обладателям их дипломов заслуженное преимущество на рынке труда.

С другой стороны, специализация бизнеса, в котором придется работать пиарщику, дает особые шансы людям с дипломом ВУЗа по профилю этого бизнеса: экономистам для работы в PR-отделах финансово-промышленных групп и банковских структур, выпускникам МИРЭА, МАИ, МИФИ, МГТУ им. Баумана, МТУСИ - в PR-департаментах IT и телекоммуникационных компаний. Конечно, при условии их гуманитарной талантливости и, в идеале, дополнительного образования в области PR и маркетинговых коммуникаций.

Специализация – это частичное ограничение самореализации вас как личности, но верный путь к самой последовательной и успешной карьере. Приведем примеры вакансий, в которых обозначены особые требования в соответствии со специализированным опытом кандидатов.

Редактор в PR-отдел вещательной компании, з/п 1300-1500 у.е.Обязанности: Промотирование программ канала: концептуальные идеи, разработка тем и подготовка текстов для пресс-службы канала.Требования: Муж./жен., возраст 20-35 лет, самостоятельно, концептуально мыслящий, оригинально пишущий, креативный, способный к интенсивной работе. Сильные профессиональные контакты в деловой, развлекательной, глянцевой прессе. Успешный опты работы с целевой аудиторией 20-35 лет. Портфолио работ обязательно.

Редактор (бизнес-издания) в PR-отдел вещательной компании, з/п 2000 у.е.Обязанности: Промотирование канала в центральной и региональной деловой прессе.Требования: Муж./жен., возраст 20-35 лет, …. Опыт работы обозревателем, телевизионным аналитиком в деловой прессе. Портфолио работ обязательно.

Менеджер по связям с общественностью (региональные СМИ) в сетевую телекомпанию, З/п 1300-1800 у.е.,Обязанности: Планирование и координация PR-кампаний в регионах, написание пресс-релизов, новостных материалов, редактирование текстовых материалов, продвижение программного продукта телекомпании в региональных СМИ…Требования: Муж., возраст 25-35 лет, … Опыт работы PR-менеджером в СМИ от 2-х лет. Отличное знание рынка региональных СМИ…

Менеджер по промо и PR в крупную сетевую радиокомпанию, З/п 1000-1200 у.e.Обязанности: Планирование, креативная разработка, организация и проведение собственных промоакций радиостанции. Организация и проведение промоакций во внешних проектах (шоу- и кинобизнес).Требования: Муж., возраст 23-35 лет, образование высшее. Опыт работы PR-менеджером не менее 2 лет. Хорошее знание рынка СМИ, шоу- и кинобизнеса. Обязательно наличие профессиональных связей в этих сферах бизнеса… Знание презентационных пакетов: Corel Draw, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator. Владение английским или французским языком - разговорный уровень.

Менеджер по маркетингу/продвижению на зарубежный спутниковый телеканал (Топ 5), з/п 2000-2500 у.е.Обязанности: Разработка краткосрочных и долгосрочных маркетинговых стратегий, анализ деятельности канала совместно с головным офисом компании. Проведение маркетинговых кампаний и PR-кампаний….Требования: Муж/жен., возраст 25-35 лет, образование высшее. Наличие диплома MBA и/или профильного маркетингового образования. Опыт работы в сфере СМИ и работы с дизайнерскими/рекламными/маркетинговыми агентствами от 4-х лет. Опыт планирования и проведения маркетинговых (медиа/креатив) и TTL кампаний. Опыт работы с внешними агентствами и прямой опыт ведения креативных проектов и A&P бюджетов. Знание медиа-исследований, …продвижение бренда. Знание особенностей детской и подростковой аудитории желательно. Свободное владение английским языком.

Как видим из требований, рыночный успех PR-менеджеров напрямую производен от узкоспециального опыта и профессиональных связей: деловая пресса, региональные СМИ, спутниковое и кабельное ТВ, шоу-бизнес и прочее. Поэтому общих компетенций пиарщика даже с учетом «качественного» диплома для этих вакансий уже недостаточно.

В связи с темой специализации хотелось бы особо обратить внимание профессиональной аудитории на перспективы рынков телекоммуникаций и информационных технологий.

Не будет преувеличением сказать, что современный мир – это мир информационных технологий. "Информационные технологии (ИТ)" – это, в первую очередь, средства и системы для обработки информации, "телекоммуникации" - средства ее передачи. Взаимопроникновение первых и вторых отразилось в новом термине «инфоком». Активное развитие инфокоммуникационного рынка в России обусловлено переходом компаний к прогрессивным формам ведения бизнеса, а это Интернет, IР-телефония, спутниковое телевидение и радиовещание, видеоконференцсвязь, не говоря о других, уже традиционных телекоммуникационных ресурсах, без которых не обходится ни одно предприятие (телефон, факс, e-mail).

Инфокоммуникационные услуги являются одним из самых перспективных рынков в стране. При этом сами компании, имеющие отношение к телекоммуникациям и информационным технологиям, сталкиваются с коммуникационными проблемами, решение которых требует участия квалифицированных специалистов по маркетинговым и, в том числе, PR-коммуникациям: с трудом выстраиваются отношения с бизнес-средой, известность компании и ее продуктов недостаточна, о компании пишут меньше, чем хотелось бы и не всегда то, что надо; компания только догадывается, кто покупает ее товары и услуги; репутация компании в любой момент может попасть под удар обстоятельств или конкурентов; компания не имеет того влияния на рынке, какого она справедливо заслуживает по результатам бизнес-развития и прочие.

Роль PR-специалиста в телекоммуникационной или IТ-компании действительно сложна в силу специфики этого бизнеса: непросто объяснить потребителю, что он получит в результате появления нового сложного устройства или технологии; новые продукты и решения выходят на рынок очень часто. Здесь требуется особо «скоростная» PR-поддержка, постоянное воздействие на аудиторию совместно с маркетинговой службой компании (продуктовый PR). Кроме того, необходимо выстраивать устойчивые контакты c "соседями" по бизнесу: производителями оборудования, интеграторами, производителями программного обеспечения, разработчиками информационных систем. Под пристальным вниманием PR-службы вся отраслевая информация: новинки в сфере телекоммуникаций и интернет-технологий, сведения о конкурентах, исходящие как от них самих, так и из других источников. Возможность привлечения инвестиций – еще одна важная сфера приложения усилий PR. Нередки и «непрофильные» вопросы – о ситуации в компании, прошедшем слухе о смене владельца, и тому подобные.

Согласитесь, решение этих задач требует от PR-специалиста углубленной и долгосрочной специализации. Однако ваша последовательность будет вознаграждена. Эксперты единогласны: в то время как на рынке преобладают молодые специалисты, работодателям остро необходимы опытные профессионалы. Следует ожидать, что в ближайшие годы количество новоиспеченных «пиарщиков» не станет меньше. А это значит, что конкуренция между ними усилится. Но молодым еще долго не удастся «догнать и перегнать» тех, чье становление совпало с развитием российского рынка информационных услуг, чья специализация на рынке PR-услуг началась значительно раньше.

Некоторые простых ошибки кандидатов на рынке труда PR-специалистов

Заведомо провальны те соискатели,

- кто пишет в своем резюме, что он «специалист по рекламным и PR-кОмпаниям» (не редкость);

- кто считает себя PR-специалистом, не владея Excel, графическими пакетами, не умея даже сформировать пресс-релиз по профессиональным стандартам;

- кто чистосердечно заверяет работодателя, что он не имеет никакого опыта, но «легкообучаем». (Во-первых, возможность приобрести хоть какой-то предметный опыт есть сегодня уже у студентов, и по-настоящему перспективные люди стремятся его получить уже в ВУЗе. Во-вторых, на рынке труда покупаются сегодня навыки, а не намерения их приобрести. За редким исключением, бизнесам требуются работники, а не ученики).

Немного шансов у тех, кто начинает свою презентацию со слов

- «Я самый…» (Работодатель ищет партнера, члена команды, лояльного сотрудника. В PR-специалисте ценится success story Ваших проектов, а не Ваш личный PR);

- «МЫ разрабатывали …» и далее список проектов уровня крупнейших сетевых агентств. (Вас все равно попросят уточнить, какова именно Ваша роль в этих проектах, и лучше вести разговор о собственных функциях, навыках и достижениях).

Типичные проблемы «взрослых» статусных пиарщиков:

- не всякая команда заинтересована в людях, старше 35-40 лет. К примеру, на рынке IT – большинство менеджеров проектов младше 35-ти;

- утрачены навыки самостоятельной работы, без помощников и секретаря; общая «начальственная» вальяжность (см. аргумент о партнере и работнике).

- привычка к большим гонорарам (свыше 3000 у.е.), объявленная до начала предметного разговора о задачах нового проекта и его финансовых возможностях, скорее всего не расположит к Вам работодателя. Высокооплачиваемых менеджеров компании предпочитают растить из своего кадрового резерва. Ваш диктат уместен лишь в случае, если компания сама обратилась к Вам как к уникальному, эксклюзивно интересному для нее специалисту.

Отдельная тема – владение хотя бы английским языком. Честно говоря, когда в резюме претендента на рынок PR, не старше 30-ти, с дипломом хорошего ВУЗа, встречаешь ответ «читаю и перевожу cо словарем», трудно сдержать вопрос: как вам это удалось?

В целом прогнозы для тех, кто умеет работать, благоприятны. Рынок перенасыщен дилетантами. Спрос на хороших PR-специалистов превышает предложение. К счастью для всех, они тоже есть, и совсем не уступают по качеству лучшим «западным образцам», что дает основание для социального оптимизма.

© 2003-2024 «Rabotka.ru — энциклопедия по трудоустройству»
При полной или частичной перепечатке материалов обязательна гиперссылка на страницу размещения материала.