Рынок рекрутинговых агентств г. Самара — 2006

Компания: Senat

Не успели затихнуть баталии после объявления результатов исследования, проведенного пару месяцев назад Ассоциацией Консультантов по Подбору Персонала по градациям участников рынка кадровых агентств Самары, как Комитет по маркетингу Самарского СО АКПП в лице компании SenatConsultingServices снова представил на рассмотрение публики результаты очередного исследования под названием «Рынок рекрутинговых агентств г. Самара — 2006».

Напомним, что резонанс в результате объявления результатов прошлого исследования был вызван следующим фактом. В предоставленных материалах, представляющих собой расклад компаний, занимающихся поиском и подбором персонала, фигурировали данные не только по численности таких игроков на рынке, но и были поделены на три основные категории по источнику извлечения прибыли. К первой категории были отнесены агентства, предоставляющие услугу по подбору персонала за деньги компаний-клиентов, заказчиков. Именно в этот список вошли члены АКПП и структурные региональные подразделения московских и иностранных сетей. Со второй категорией вроде тоже все нормально: биржи труда, центры занятости населения, т.е. те службы которые занимаются содействием в трудоустройстве определенных категорий граждан, выполняя в первую очередь функции по адаптации.

Но вот последняя категория как раз и вызвала тот резонанс, который копился все последние месяцы. Точнее сказать резонанс вызвало публичное произнесение наименования данной категории одним из представителей АКПП на выставке, посвященной кадровой индустрии Самары в отеле Ренессанс, а затем и опубликование в прессе. Агентства, которые взимают денежные средства за подбор персонала не только с компаний-заказчиков, но и параллельно с соискателей получили не лестное наименование «мутанты».

Многие агентства относятся к деятельности АКПП крайне отрицательно. По словам их менеджеров, АКПП представляет собой самопровозглашенное элитное сообщество крупнейших местных игроков, которые занимаются самопиаром. «В момент создания самарского отделения Ассоциации взявшие на себя роль организаторов агентства приглашали всех участников рынка рассмотреть вопрос о вхождении в данную структуру, — говорит директор рекрутингового агентства Senat Consulting Services Сергей Руденко, — но перед многочисленными игроками встал вопрос о принятии условий о вхождении, которые предусматривали возможные изменения в сложившихся принципах ведения бизнеса».

Этический кодекс, подпись под которым необходимо было поставить для вступления в Ассоциацию, декларирует принцип невзимания денежных средств с людей, соискателей, которые хотят найти работу. Попросту говоря, многим агентствам предлагалось отказаться от главной статьи доходов. «Наши услуги были и будут абсолютно бесплатными для соискателей, кандидатов, которых мы представляем компании-заказчику, — комментирует директор агентства „Альянс“ Ирина Пискайкина, — любой человек может прийти и принести свое резюме либо на конкретную вакансию, либо просто для того, чтобы занести данные в нашу базу. Оборот вакансий в агентствах-членах АКПП позволяет делать предложения о работе тысячам кандидатов различных специальностей, не давая залеживаться резюме в базах данных». Если взглянуть на принцип работы службы персонала крупнейших компаний с мировым именем с кадровыми и рекрутинговыми агентствами, то так называемым «мутантам» действительно не находится место для сотрудничества, и даже больше — службам персонала таких компаний попросту запрещено взаимодействовать с компаниями, взимающими деньги с соискателей. «Это не секрет, это действительность, сложившаяся практика. Компания хочет подобрать персонал, платит за услугу по его подбору и хочет видеть сильных, успешных кандидатов, которые в настоящее время работают и приносят прибыль своей компании, а не лежат дома и не ждут, когда им позвонят из агентства и скажут: приходите, платите деньги, а мы найдем вам какую-нибудь работу», — говорит директор агентства «Интеллект» Юрий Грачев.

«Если говорить о том, что дает членство в АКПП, надо в первую очередь задуматься о том, какую пользу приносит вступление твоего агентства в Ассоциацию для развития этой структуры, — комментирует директор КА „Контакт“ Данис Нафигин. — Немногие готовы стать открытыми в бизнесе и приносить пользу себе и бок о бок работать на благо общего дела со своими недавними конкурентами».

Слова членов АКПП подтверждают известную истину о том, что конкуренция — двигатель прогресса. Тем не менее довольно распространены случаи, когда участники рекомендовали своих партнеров по Ассоциации компаниям-клиентам. «Несмотря на то, что мы потенциально являемся конкурентами, мы как никогда едины, — рассказывает директор по развитию КА „Бизнес-Персонал“ Оксана Воронова, — и единство наше заключается в декларируемых принципах цивилизованного ведения бизнеса и в подходах, методах построения своей стратегии развития». Немаловажным является и то, что консультанты, рекрутеры таких агентств являются лакомыми кусочками для конкурентов в плане переманивания к себе в компанию, однако тот же самый Этический кодекс запрещает совершение такой процедуры по отношению к сотрудникам агентств — членов Ассоциации.

Исследование, результаты по которому были подведены на днях, предлагало всем директорам агентств предоставить сведения, некоторые элементы которого составляют коммерческую тайну компании: количество закрытых вакансий, средняя стоимость заказа, количество сотрудников и многое другое. Готовы ли участники рынка поделиться такими данными? «Нам нечего скрывать, мы стремимся к прозрачности рынка, — комментирует председатель Самарского отделения АКПП Ольга Солнцева, — мы не стараемся давить на наших коллег из других агентств, наша цель сделать рынок более открытым и мобильным, те агентства, которые приняли участие в указанном исследовании получат такие же данные от своих коллег».

Скрывать действительно нечего, все и так на виду. По данным Senat объем Самарского рынка в денежном эквиваленте 2005 году вырос по сравнению с 2004 годом на 55% и составляет более 85 миллионов рублей. 70% данного рынка поделены между 8 агентствами (шесть из которых члены СО АКПП).

А 50% от объема рынка принадлежит трем крупнейшим агентствам: Анкор, Kelly Services и Senat Consulting Services. Если смотреть в сравнении, то в 2004 году 50% рынка были поделены между 5-ю агентствами. Такая динамика свидетельствует об укрупнении ведущих игроков.

При этом принцип формирования цены в среднем составляет 15% от фиксированного годового дохода кандидата (11% в 2004 году). А средняя стоимость гонорара составляет 36 т.р. (19 т.р. в 2004 году).

Более 2150 вакансий закрыты рекрутерами агентств в 2005 году. Однако рост динамики закрытых вакансий в первом квартале 2006 года по сравнению с 2005 годом не превышает 10% в среднем по рынку.

Агентства готовы предоставить своим Клиентам кроме классического рекрутинга и другие услуги: аутстаффинг, аутплейсмент, кадровый консалтинг, мониторинг заработных плат и другие дополнительные услуги, однако доля рекрутинга по сравнению с другими услугами, составляет в среднем 90%.

Количество консультантов агентств, задействованных в рекрутинге персонала на территории г. Самара в настоящее время около 110 специалистов.

По словам всех членов Ассоциации, сложившийся союз (АКПП) и развитие ситуации на Самарском рынке призваны донести принципы цивилизованности рынка, но о том, насколько рынок подвергнется воздействию данных принципов с учетом возрастающих оборотов и потребностей членов Ассоциации, можно будет узнать несколько позже.

© 2003-2025 «Rabotka.ru — энциклопедия по трудоустройству»
При полной или частичной перепечатке материалов обязательна гиперссылка на страницу размещения материала.