Главная / Рынок труда

Какие топ-менеджеры будут востребованы в этом году

Авторы: Владимир Правоторов

Деловая газета “Бизнес“, 01-02-2006

Рост рынка Executive Search, другими словами сегмента услуг по поиску и подбору руководителей высшего звена, в 2005 году составил примерно 30%. По данным компании Penny Lane Consulting, его сегодняшний объем оценивается в $15 млн. Эксперты считают, что работодатели постепенно меняют требования к топ-менеджерам, а рынок становится все более структурированным и цивилизованным.

Кого вам надо?

Одна из главных тенденций рынка Executive Search в прошедшем году - повышение спроса на топ-менеджеров со знанием общего менеджмента в противовес руководителям, сильным в отраслевой специфике.

"В большинстве отраслей сейчас усиливается конкуренция, что заставляет работодателя требовать от топ-менеджеров высокого профессионализма, то есть в первую очередь отличного образования в сфере управления и сформировавшихся навыков управления бизнесом,- объясняет Антон Малега, директор по развитию консалтинговой компании.- Более того, конкурентные войны вынуждают сейчас использовать не только эффективные инструменты своей отрасли, но и искать инновации в других сферах. Это еще сильнее уменьшает значимость владения кандидатом отраслевой спецификой".

Исключением может быть, например, консалтинг, где особую важность имеет как раз знание отрасли и умение понимать проблемы клиента, которые последний не всегда может четко сформулировать.

Сюда может относиться консалтинг в области кадрового менеджмента, рекламы или брэндинга.

Мария Колосова, генеральный директор центра обучения, развития и оценки персонала "Стимул", приводит классификацию российских топ-менеджеров по степени знания общего менеджмента и отраслевой специфики с краткой оценкой каждой категории:

1) Хорошее знание отрасли / плохое знание общего менеджмента - пригодные, но неприемлемые. Именно на такого рода менеджеров спрос становится все ниже и ниже. Руководители этого типа чаще всего уходят с предыдущих мест работы с громким скандалом, не понимая и не принимая новых условий рынка. Это самая конфликтная группа.

2) Хорошее знание отрасли / хорошее знание общего менеджмента - пригодные и приемлемые. Вроде бы идеальный вариант, но и здесь нередко возникают сложности. В основном в эту группу входят топ-менеджеры, многого добившиеся в карьере. Для них на новой работе необходимо создавать подходящие условия и главное - уже на момент найма иметь хорошо продуманную программу дальнейшего развития их карьеры в рамках компании.

3) Хорошее знание общего менеджмента / смутное представление об отрасли - приемлемые. Сейчас представители этой группы пользуются высоким спросом. Отсутствие опыта работы в определенной сфере часто оказывается преимуществом менеджеров данного типа, ведь от них ожидается генерация новых идей.

Кто потребляет?

Сами топ-менеджеры не считают принципиально важным глубокое знание специфики отрасли. Например, Энн Бельвез (Anne Belveze), директор отдела аутсорсинга компании Mazars Russie, считает, что хороший руководитель всегда сможет найти несколько экспертов, которые помогут ему разобраться в конкретных проблемах отрасли. "У талантливого менеджера способности к обучению всегда выше средних, и он легко сможет в короткий срок постичь объем информации, необходимый для работы",- добавляет Энн.

Кроме того, стоит выделить два типа компаний, которые являются основными потребителями услуги Executive Search:

1) Компании, которые вышли из стадии бурного роста и развития и переживающие стадию стабилизации. В этот момент их развитие состоит в оптимизации бизнес-процессов и общего менеджмента. Для удержания позиций и дальнейшего развития им требуется все больше профессиональных управленцев (управление издержками).

2) Компании, которые интенсивно развиваются или находятся на стадии становления. Таким компаниям нужны менеджеры, имеющие серьезный опыт start up, способные разрабатывать стратегию развития компании, бизнес-процессы, поддерживать целостность команды, работать с инвестиционными проектами и т. п.

Человек со стороны

Рост профессионализма российских руководителей постепенно приводит к уменьшению доли экспатов в бизнесе.

Этот процесс ускоряется и благодаря тому, что экспатов часто обязывают подготовить себе замену из российских менеджеров ко времени окончания контракта.

Но в бизнесе все-таки еще есть области, в которых работа иностранных специалистов обязательна или очень желательна. Во-первых, это относительно новые для России специальности, такие как инвестиционно-банковские направления или подготовка компании к выходу на IPO.

Во-вторых, работа экспата важна при выходе компании на западный рынок. В-третьих, экспата могут пригласить в компанию для повышения рыночной стоимости при подготовке ее к продаже. В-четвертых, в международной компании экспат может быть представителем штаб-квартиры в России. В целом экспаты привносят в компанию ценный западный опыт управления и организации бизнес-процессов, а также они могут выстроить отличную корпоративную культуру.

Надо сказать, что подобные требования все чаще стали предъявлять и российским менеджерам высшего звена.

По данным компании Penny Lane Consulting, около 90% компаний требуют от кандидата наличия опыта работы в западных компаниях, причем еще в прошлом году эта доля составляла всего 50%.

Бизнес среднего размера

Эксперты отмечают на рынке Executive Search активизацию компаний, представляющих средний бизнес. Они вступают в конкуренцию за талантливых руководителей с более крупными организациями, еще больше увеличивая спрос на них. Но здесь есть свои особенности. Переход топ-менеджера из крупной компании в среднюю на позицию с аналогичным названием маловероятен из-за разницы в уровне и составе компенсационного пакета. Более реально приглашение менеджеров, работающих на должности ступенькой ниже, но управляющих подразделением с такими же оборотами или численностью персонала и т. д. При этом приглашенный менеджер меняет статус "одного из" в своей компании на "единственного" в новой.

"Среди плюсов средних компаний - более широкий спектр полномочий и постоянное взаимодействие с владельцем компании,- комментирует Виктория Филиппова, руководитель департамента "Финансы и аудит" рекрутинговой компании.- К тому же небольшие компании зачастую отличаются большей гибкостью и готовы к различного рода изменениям и нововведениям. В крупных же, особенно западных компаниях, на топ-менеджера часто ложится лишь функция по поддержанию уже существующих, хорошо отлаженных бизнес-процессов. Для динамичного, активного руководителя такая позиция представляется "министерской", "чиновничьей", и в таком случае он готов рассмотреть предложение занять позицию в менее крупной, но быстро развивающейся компании".

Moscow view

Крупные компании, особенно финансовые, открывают в других городах представительства и филиалы. В связи с этим в регионах растет потребность в профессиональных кадрах и руководителях, основным источников которых становится Москва.

"Переезд в регионы для московских специалистов - это возможность более быстрого, чем в Москве, карьерного роста, более высокий статус и позиция в сравнении с той, на которую они могли бы рассчитывать в Москве, а также прекрасная возможность управлять масштабными процессами, получая серьезный опыт,- считает Виктория Филиппова.- Часто акционеры, приобретая компанию в регионе, хотят видеть в качестве управляющего ею человека из Москвы, у которого был бы так называемый Moscow view".

Топ-wanted

Эксперты выделяют несколько тенденций, которые ожидают рынок Executive Search. Во-первых, в новом году на нем, скорее всего, произойдет новый виток роста конкуренции за лучших руководителей. Во-вторых, постепенно уходит в прошлое проблема взаимоотношений собственников и управляющих. "Все больше собственников передают контроль над бизнесом наемным топ-менеджерам,- говорит Виктория Филиппова.- Конфликтов здесь становится все меньше".

Также будет уменьшаться доля экспатов на рынке.

Рынок Executive Search будет становиться более сегментированным. "Растет число специалистов, имеющих опыт участия в проектах Executive Search, но не обладающих прочными личными контактами с топ-менеджерами,- считает Антон Малега.- Крупные компании - традиционные заказчики Executive Search - все чаще стараются сократить расходы за счет отказа от какойлибо части классического проекта, в котором результатом является не только привлечение в компанию "звезды", но и получение информации о рынке в целом и действующих компаниях определенного сегмента. Поэтому некоторые хедхантинговые компании выделяют подразделения, предоставляющие клиентам ограниченный набор услуг привлечения ключевых специалистов. И в то же время обычные рекрутинговые компании все чаще позиционируют услугу прямого поиска как проект Executive Search, но более дешевый, чем у международных гигантов".

 

© 2003-2015