Всякая работа по составлению важного документа не должна заканчиваться простым оформлением ваших достижений — пусть даже выраженных в идеально совершенной и корректной по отношению к работодателю форме. Следовательно, вы должны всенепременно учитывать некоторые общепринятые правила. Ведь вы не знаете, какой именно человек будет изучать ваше резюме. А оно должно устраивать абсолютно всех — и кадровиков, и нанимателей.
Опытные консультанты по кадровым вопросам давно определили ряд безусловных правил, которые необходимо соблюдать при отправке резюме на адрес любого нанимателя. Если вы относитесь к этим рекомендациям пренебрежительно — лучше вообще не отправлять резюме: оно изначально испорчено. В западной традиции кадрового менеджмента даже существует специальный оборот — «dead upon arrival». Это значит, что допустив одну-единственную принципиальную ошибку, вы погубите собственный кропотливый труд.
Рассмотрим эти ключевые параметры. Главное, чего вы должны избегать, — это разнообразные поучения и советы работодателю. Да-да, действительно существуют ситуации, когда самое безобидное замечание относительно перспективного использования ваших же знаний и умений может быть расценено как нотация.
Мораль: никогда не допускайте при написании резюме ничего, что может быть истолковано подобным образом.
Далее: не пытайтесь показать себя виртуозом делового письма. Подобные умения лучше демонстрировать при собеседовании. Никаких витиеватых фраз, перегруженных причастными оборотами.
Пишите проще и понятнее (однако не надо бросаться и в другую крайность: очень короткое резюме, даже безупречное по подбору конкретной информации, оставляет впечатление бездушной справки, отчета, даже отписки).
Вам не следует перегружать текст резюме длинными фразами и по другой причине: слишком велик риск допустить банальную грамматическую ошибку, запутаться в пунктуации. Вывод: лучше составить резюме, используя обыкновенные, не впечатляющие обороты, чем проиграть. Специалисты настоятельно рекомендуют показать чистовик резюме кому-нибудь из знакомых, сведущему в подобных делах. Однако не стоит слишком уж полагаться на «советы постороннего». Совсем не обязательно в вашем документе найдут огрехи.
Довольно долго большое внимание уделялось тому, насколько хорошо организована структура резюме. Сейчас, с появлением электронной почты, критерии оформления материала в тексте резюме несколько изменились. Тем не менее, не спешите отложить работу по оформлению документа. Все, что вы сообщаете о себе, должно гармонично сочетаться между собой. Не ленитесь продумывать расположение каждого абзаца, каждого параграфа.
Случается, что ваш профессиональный опыт так велик, что работодатель просто не сможет адекватно оценить ваши достижения, так как в тексте резюме окажется слишком много цифр, дат, аббревиатур и слишком мало — ваших комментариев. Как этого избежать? Очень просто.Прежде чем приступить к написанию черновика резюме, скомпонуйте на отдельном листе некое подобие трудовой книжки. И очень может быть, что отдельные пункты покажутся вам лишними.
Кроме грамматических ошибок, не меньший вред приносят и фактологические. Они — самые опасные. Вы совершенно искренне заблуждаетесь относительно точного наименования ваших прошлых и сущих должностей. Вы по понятным причинам забываете сферу деятельности фирмы, в которой работали несколько лет назад. Вы невольно сокращаете некие научные звания и степени. Ничего смертельно опасного в этом нет. Но: ваш работодатель может увидеть за всем этим легкое пренебрежение. Не давайте ему подобного повода. Ведь одно из канонических правил написания резюме гласит: «лучше написать меньше — но с меньшим количеством ошибок».
По этим же причинам обращайте особое внимание на адреса и координаты — ваши собственные, а также тех учреждений, в которых вы работали. Если работодатель решит проверить ваши прошлые достижения (а в больших компаниях эта практика — обычное дело), любая ошибка (описка) может быть использована против вас.
И еще: не пытайтесь сломить волю работодателя, помещая в тексте резюме слишком подробные данные о себе: рост, вес, наличие вредных привычек. Раз и навсегда запомните, что еще никого не брали на работу заочно, «по переписке». Любая дополнительная информация с легкостью может быть востребована кадровиками позже, когда ваше резюме успешно преодолеет все препятствия предварительного этапа. Этот же совет на 100% относится к прочим «дополнениям» — например, к фотографиям, которые соискатели имеют обыкновение присоединять к резюме или к сопроводительному письму. Промните, что произвести выигрышное впечатление с помощью фото — затея неблагодарная.
Соблюдение этих несложных правил позволит вам значительно сократить степень риска, неизбежного при налаживании контакта с работодателем.