Маркетинг собственной рабочей силы следует начинать с написания резюме. В первую очередь это поможет вам правильно спозиционировать свою рабочую единицу на рынке труда. Во-вторых, это самый первый, а потому — самый главный документ для работодателя при рассмотрении кандидатуры.
Составляя о себе резюме, не пишите этого слова в заголовке. Назовите документ Curriculum Vitae (по-латыни «жизнеописание») — это современнее, красивее по форме и точнее по смыслу. Правильно составленный CV — это не техпаспорт, не User Manual, а скорее, рекламный проспект или Company Profile. Его цель — показать, что вы из себя представляете и чем вы лучше других. Отсюда вытекает и главный принцип составления CV — подчеркнуть все положительные моменты и сделать незаметным, насколько это возможно, то, что вашей сильной стороной не является.
Кстати, CV необходимо не только при поиске работы — это еще и хороший способ представления себя в любом качестве западному (особенно североамериканскому) партнеру. CV предоставляют кандидаты на стипендии, гранты, программы подготовки специалистов и т.п. Имея хорошо составленное CV, вы намного легче добьетесь своей цели.
Приступая к составлению CV, учитывайте, что в данном случае полнота изложения — непременное условие, но при этом ваше резюме должно уместиться в пределах одного листа формата А4, заполненного с одной стороны. Если одно мешает другому — уменьшите размер шрифта. Кстати, правильно составить CV совсем не так просто, как может показаться.
Продумайте несколько вариантов CV — для отправления по почте (или вручения лично), по факсу, в электронном виде по E-mail. Разумеется, тексты должны быть идентичными. Различаться может оформление — удачно подобранная фотография украсит CV, но подумайте, как она будет выглядеть, полученная по факсу. И еще: строгий стиль оформления — непременное условие. Если вы представляете себя как верстальщика, компьютерного графика, необходимо иметь портфолио и указать в CV, что портфолио имеется. Но не стоит демонстрировать возможности фильтров Adobe Photoshop в резюме: CV, все-таки, документ — розочки и ленточки, равно как мониторы и мыши, его не украшают.
Главный принцип — не лгать! Неправда в написанном виде гораздо хуже устной! Единственный допустимый вид этой самой неправды в вашем резюме — это что-нибудь не указать. Если вы сообщаете о себе неверные сведения, то это рано или поздно станет известно и может стоить вам репутации.
Стандартные пункты — фамилия, имя, отчество, дата рождения (дам это тоже касается), контакт (телефон — обязательно; если хотите, то и адрес, факс, E-mail). Уже здесь можно подчеркнуть некоторые плюсы, например при поиске работы в Киеве коренному киевлянину стоит указать место рождения. Семейное положение почти всегда интересует работодателя (дам это касается в первую очередь).
Образование указывается с датами, в обратном порядке: сначала — кандидат наук с 1991 г., потом — аспирантура в 1986-90 г., потом — вуз (и название факультета) в 1981-86 г. Указывайте то, что имеет отношение к вашей специальности или к должности, которую вы хотите занять. Не забудьте сообщить об окончании курсов и прохождении сертификаций по специальности. Но если вам дорого окончание курсов макраме, включите это в последнюю часть — хобби, но никак не в раздел «образование». Среднюю школу указывать не нужно, если это не языковая спецшкола. Если вы закончили, например, КПИ, то информация о вашей учебе в физматшколе при КПИ уже никого не интересует. А вот указать, например, техникум — необходимо, даже если после техникума вы закончили вуз. Отметьте также диплом с отличием, дополнительные специальности. Не помешает указать и название кафедры, если ваша институтская (университетская) специализация соприкасается, хотя бы частично, с интересующей вас должностью.
Работа указывается также в обратном порядке: сначала настоящее или последнее место работы, потом предыдущее и т.д. Следует написать время (сроки), место, должность и перечислить служебные обязанности — по возможности полно, поскольку именно это часто становится решающим. Не стоит сообщать о тех местах вашей работы, где вы задерживались недолго.
Послужной список специалиста периода первоначального накопления капитала в стране может быть очень пестрым, но не стоит пугать вашего потенциального начальника. Помните популярный термин «летун»? Ни один работодатель не вдохновится биографией специалиста, «порхавшего» с места на место. Конечно, служебные обязанности лучше указать к каждому месту работы, но можно только перечислить сроки, места и должности, а навыки работы составят отдельную часть CV. В таком случае перечислите все, что считаете нужным, разделяя на тематические подпункты.
Если вы перечислили служебные обязанности к каждому месту работы, то раздел «навыки» будет выглядеть иначе: в нем нужно сообщить то, что характеризует вас как работника, но не относится непосредственно к конкретным служебным обязанностям — например наличие водительских прав, знание определенного «железа», владение каким-либо ПО и т. п. Здесь же может быть отмечено знание иностранного языка, если вы не совсем уверены в свободном владении им. Если уверены — выделите в отдельный раздел, причем желательно указать языковые курсы, если вы их заканчивали.
Вообще, раздел «навыки работы» предоставляет вам широкие возможности показать, что называется, товар лицом. Стоит указать по максимуму все, что имеет отношение к желаемой работе, а остальное — в том случае, если это улучшает ваши показатели. Но лучше, все-таки, не увлекаться — если ваших достоинств слишком много, потенциальный работодатель может испугаться, что у него не хватит денег на такого ценного сотрудника. Не стоит себя хвалить — только факты. Работодатель сам должен сделать выводы. Одно весьма симпатичное CV заканчивалось убийственной для составителя фразой: «Всего этого я добился сам, своей головой и руками!»
Это относится и к разделу «хобби» (либо «награды и общественная деятельность», как в США). На Западе этот пункт включают обязательно, поскольку человека часто лучше всего рекомендует общественное положение: клубы, общества, те же награды и т.д. У нас такой системы нет, поэтому ваше членство в президиуме Общества любителей редкого пива мало что скажет работодателю, если только он сам не состоит в этом обществе. Поэтому желательно отметить то, что имеет хотя бы косвенное отношение к специальности.
Если у вас имеются публикации, особенно в специализированных изданиях, изобретения или собственные разработки, это также необходимо указать. И не забывайте о некой магической притягательности слова «государственный» по отношению к СССР — государственные курсы, государственные награды и все такое прочее, датированное до 1991 года, стоит указывать — в последнее время это внушает уважение.
Господа! Основным языком вашего резюме должен быть русский! Резюме, написанное по-английски, может прилагаться дополнительно. Даже если вы устраиваетесь на работу в представительство инофирмы — родным языком человека, принимающего решение по вашему вопросу, скорее всего, будет русский. В противном случае вас предупредят. Не рассчитывайте, что CV, написанное по-английски, поможет продемонстрировать знание языка. Вам все равно придется проходить тестирование, если для вашей работы язык необходим. Непременное владение английским стало сейчас универсальным требованием даже для охранников, но если работа непосредственно с языком не связана, перевод резюме вам, скорее всего, не понадобится.
Резюме можно дополнить сопроводительным письмом к работодателю (компании или конкретному должностному лицу). В нем вы можете предложить свою кандидатуру на интересующую вас должность. Кроме того, стоит перечислить все должности (одну-две-три), которые вы хотели бы занимать. Учтите, что существующая схема деятельности отделов кадров и кадровых агентств может оказаться крайне негибкой. Базы данных часто представляют собой горы папок (вариант: директорий) с собранными в них анкетами и (или) резюме. Вас, то есть заполненную вами анкету, помещают в папку (заносят в директорию), в соответствии с вашим указанием «специализации». Попав, например, в «менеджеры по продажам», у вас зачастую нет никаких шансов попасть на рассмотрение в качестве «product manager». А потому не поленитесь указать все вакансии, которые вам интересны, не рассчитывая на чью-то сообразительность. В сопроводительном письме вы можете сообщить информацию, не вошедшую в CV, например минимальный размер оклада, вас интересующий, некоторые другие условия. Хотя перегружать это послание не стоит. Иногда необходимо просто правильно себя назвать. Определите для себя в двух словах, КТО вы.
По-английски: What are you? Отрицательные примеры: «мужчина» или «киевлянка». Положительные примеры: «специалист в области3/4 интересуется работой в качестве3/4», «квалифицированный специалист по3/4». В офис мкиевской компьютерной компании пришло резюме и сопроводительное письмо от одного специалиста, которое начиналось словами: «Молодой человек ищет работу!» Как вы думаете, стал ли кто-нибудь всерьез рассматривать данного претендента?
Написав CV и обязательно напечатав на бумаге, забудьте о нем на пару дней, после чего прочтите «свежими глазами». Вам сразу станут заметны все недостатки, шероховатости текста, равно как и возможные опечатки или грамматические ошибки. Шлифуйте.
Итак, имея правильно, точно и честно составленное CV, вы смело можете приступать к другим, не менее приятным процедурам, имеющим своей целью одно — получить работу, которая соответствовала бы вашим желаниям и реальной рыночной стоимости вашего труда.