В бой идут старики
09.02.2006, Ведомости
Большинство работодателей с подозрением относятся к работникам
за 50. Они считают их неэффективными. Между тем американские исследователи
доказывают обратное и советуют компаниям почаще нанимать людей преклонного
возраста.
Работодатели часто говорят, что сотрудники старшего возраста не владеют
новыми технологиями и не обладают гибким мышлением. Но это не больше чем миф,
утверждает Дебора Рассел, директор по изучению проблем персонала консалтинговой
компании Towers Perrin.
Согласно исследованию, которое недавно провела компания, работники в возрасте
за 50 работают не хуже, а то и лучше молодых. Компания опросила
35 000 сотрудников крупных корпораций и выяснила: работники старшего
возраста более ориентированы на клиентов, а молодежь — на достижение
собственных целей. Исследования Towers Perrin показали, что годовая прибыль
компаний с более высоким уровнем «клиентоориентированности» работников часто
превосходит средний уровень прибыли других предприятий в той же отрасли. Поэтому
работники преклонного возраста весьма выгодны работодателям.
Исследователи опровергли еще один распространенный миф. Они доказали, что
старые люди могут быть такими же новаторами, как и молодые. «Новые решения
предлагают как молодые, так и старые», — утверждает Дэвид Гейлнсон, профессор
экономики Чикагского университета и автор книги Old Masters and Young Geniuses:
The Two Cycles of Artistic Creativity («Старые мастера и юные гении: два цикла
креативности»). Он объясняет, что креативность бывает двух видов. Люди,
обладающие творческим потенциалом первого вида, разрушают традиции и правила,
люди со вторым видом креативности создают новое на основе ранее приобретенных
знаний. «Компаниям нужны люди обоих типов», — констатирует Гейлнсон.
В ходе исследования выяснилось также, что работники преклонного возраста
легко обучаются новым технологиям. «Считается, что старую собаку нельзя научить
новым трюкам. Но, похоже, менеджерам давно пора расстаться с этими
представлениями», — утверждает Нил Чарнесс, профессор психологии Университета
штата Флорида.
В России многие соглашаются с американскими исследованиями.
«Для меня возраст не имеет значения. Я больше всего ценю профессионализм
и энергичность человека», — говорит, например, Татьяна Гостенина, гендиректор
и владелец консалтинговой компании в области гостиничной и ресторанной индустрии
Hospitality Management Group. «Люди с опытом и четкой жизненной позицией дадут
фору молодым. Не понимаю, почему некоторые рекрутеры не рассматривают
их в качестве подходящих кандидатур», — добавляет она.
Впрочем, у рекрутеров на то свои причины. «Работник за 50 сформировался как
профессионал еще в советские времена. Это человек другой закалки, и у него
так же нет никакого опыта в бизнесе», — полагает Инесса Цыпкина, менеджер
по обучению и развитию персонала рекрутинговой компании. Светлана Зорина,
директор по персоналу компании — дистрибутора товаров для дома «АСБ-рейтинг»,
считает, что люди преклонного возраста просто не выдерживают темпов развития
российского бизнеса. «Они успешно работают в таких областях, как финансы,
бухгалтерия, хозяйственные службы. Там бизнес-процессы идут медленно, и они
поспевают за темпом», — говорит она. Впрочем, добавляет Зорина, 10% 50-летних
все же выдерживают гонку и становятся настоящими звездами бизнеса.
Рекрутеры тоже не отрицают, что у людей в возрасте есть перспективы. «Раньше
на работу брали совсем молодых. Оптимальным кандидатом считался человек
30–32 лет. Сейчас возрастная планка поднялась до 45 лет», — говорит
Цыпкина. (Использованы материалы WSJ.)
|