Энциклопедия
по трудоустройству

54000 возможностей найти работу

На сегодняшний день в РуНете насчитывается более 54 000 сайтов, посвященных проблемам работы и карьеры.

Впечатляющая число — не правда ли?

И это, только те ресурсы, авторы которых выдвинули тему работы и карьеры в заголовок своего ресурса. А сколько еще насчитывается корпоративных, специальных и любительских сайтов, имеют соответствующие подразделы, публикуя вакансии своей компании или давая советы по трудоустройству.

Можно без натяжки утверждать, что тема трудоустройства и построения карьеры сегодня является одной из самых востребованных у российских пользователей сети.

Попробуем дать краткий обзор существующих ресурсов.

Оговорюсь сразу, данный обзор не претендует на полноту и исчерпывающий характер. Создавая его, я ставила своей задачей дать краткий очерк типологии существующих ресурсов и представить наиболее заметные проекты.

Немного статистики

5 433 — сайта публикуют на своих страницах вакансии.

1 390 — содержат информацию о трудовом законодательстве.

1 038 — ресурсов содержит информацию о кадровых агентствах.

229 — сайтов содержит автоматическую базу вакансий/резюме.

161 — ресурс содержит аналитические материалы о рынке труда.

149 — содержит советы по трудоустройству.

116 — ресурсов предлагают подписку на рассылку вакансий.

106 — рассылку вашего резюме.

88 ресурсов предлагают возможность управлять (модерировать) вашими резюме или вакансиями.

Таким образом, мы можем констатировать, что выбор предлагаемой информации богат и разнообразен.

Почему мы используем Интернет?

По результатам опроса посетителей, проведенного на портале KM.ru в мае 2002 года, главным аргументом, для поиска работы в Сети, стала оперативность этой формы поиска работы (88% отвечавших). Следующими по значимости были названы причины дешевизны такого поиска и большое количество предложений о работе (по 24% соответственно).

Логика таких ответов очевидна, действительно, в Интернете считанные мгновения разделяют публикацию вакансии работодателем и ее первый просмотр потенциальным работником. Здесь, соискателю практически не приходиться опасаться того, что за время подготовки вакансии к печати, она устарела.

Не меньшее значение для нас при поиске работы, имеют так же и возможность аккумулировать вакансии из различных источников, которую предоставляет нам использование различных сайтов.

И хотя по статистике только 20% соискателей находят себе работу через Сеть, большинство из них, все равно считает этот инструмент самым удобным, при поиске работы (по данным Greenfield Online).

Ведь помимо, просмотра собственно вакансий, 40% соискателей использует помощь специализированных ресурсов в составлении резюме, а 30% попутно проводят сравнение предполагаемых зарплат.

Кстати, согласно данным крупнейшего лондонского агентства по трудоустройству Reed, уже сейчас более 80% нанимателей в первую очередь рассматривают кандидатуры соискателей, представивших свое резюме в электронном виде, поскольку это, в частности, свидетельствует об их компьютерной грамотности. Очевидно, что и сами соискатели хорошо осознают преимущества электронного резюме — более половины опрошенных Reed компаний уже сегодня получает свыше 90% заявок о приеме на работу именно в такой форме.

Российские данные конечно отличаются от среднеевропейских, но и в России процесс «интернетизации» идет полным ходом.

Сегодня 84% российских компаний, подбирающих персонал, технически готовы к использованию Интернета в процессе поиска.

От 70% до 40% компаний (по различным регионам) ежедневно используют сеть Интернет в своей работе.

40% компаний в процессе подбора персонала обязательно посещают job-сайты. (По данным исследования Comcon-2 , проведенного по заказу Ward Howell International)

По данным исследований GFK Market Research проведенного по заказу National Job Club, использование сети Интернет для поиска персонала вызывает интерес у 55% опрошенных компаний.

26% компаний уже активно используют его для поиска и подбора персонала.

Значит — вывод однозначный (простите за невольный каламбур) — при поиске работы, Интернет использовать необходимо!

Но, для того, что бы использовать какой-либо ресурс необходимо познакомиться с ним поподробнее.

Какие они бывают?

На сегодняшний день в российском Интернете можно выделить несколько основных групп ресурсов. И хотя они объединены общей суперзадачей (оказание помощи при поиске работы), возможности и ресурсы, предоставляемые пользователю, зачастую совершенно различны. Часто принципиально различной бывает и идеология сайтов.

Если исходить из посылки, что большинство из нас, читающих эту статью, посещают работные сайты, в первую очередь для того, что бы решить проблему трудоустройства, то естественно предположить, что наибольший интерес представляют сайты, публикующие на своих страницах вакансии и резюме.

В первую очередь — содержащие большие базы данных вакансий и резюме.

Среди них наибольшей популярностью пользуются такие ресурсы как: HH.ru, Job.ru, Superjob, JobList.

Как правило, эти ресурсы строятся вокруг большого массива данных вакансий/резюме, и предлагают пользователю построить автоматизированную выборку из базы по заданным параметрам.

Возможность работать с массивом объявлений о работе, и оставлять, в свою очередь, свои сообщения, является альфой и омегой, вокруг которой строиться большинство таких ресурсов.

И если первые такие ресурсы (тот же знаменитый Job.ru) строились по принципу простейшей доски объявлений, то со временем работные сайты стали предлагать все больше и больше разнообразных сервисов, призванных облегчить вам поиск необходимой вакансии, или публикацию резюме.

Появилась детальная рубрикация специальностей, уровня и типа образования, степени владения компьютером и иностранным языком.

Следующим шагом в развитии виртуальных кадровых агентств стало развитие дополнительных сервисов, позволяющих получать соискателю интересующие его вакансии по почте (первым эти услугу предложил JobList), или изменять/удалять свое резюме.

С развитием сетевого рекрутинга, некоторые ресурсы стали предлагать возможность регулировать просмотр вашего резюме, делая его открытым или закрытым для представителей различных компаний. Такую практику например предлагает ресурс NewJob.

Наконец, были созданы и полномасштабные порталы посвященные исключительно тематике работы и карьеры. Старейший из них — портал JobCenter (Работа на КМ), предлагает своим посетителям не только работу с базой данных, но и аналитические материалы о рынке труда и зарплат, рассказы о профессиях, советы по составлению резюме и прохождению собеседования, содержит на своих страницах данные более чем о 450 кадровых агентствах России.

Из относительно новых ресурсов, несомненно стоит отметить такое мощное виртуальное агентство как Superjob, разработчики которого постарались учесть при создании своего ресурса ошибки и недочеты предшественников.

Еще одной группой популярных ресурсов стали электронные версии газет и журналов, посвященных работе. Наиболее известный и посещаемый среди таких ресурсов сайт газеты «Работа для вас» — Job.RDW.

С развитием электронных коммуникаций за пределами двух столиц, в других регионах России, возникла и оформилась потребность публикации вакансий/резюме ориентированных на регионы.

И Сеть немедленно среагировала на эту потребность: сегодня отдельные региональные профили вы можете увидеть на страницах Profy.ru, Superjob, JobCenter. Кстати последний портал напрямую сотрудничает с региональными кадровыми агентствами, публикуя их вакансии на своих страницах.

Ответом на рост профессионализма соискателей стало появление работных ресурсов ориентированных на узкие группы пользователей (профессиональные консорции). Самым известным и значимым из таких ресурсов стал организованный год назад портал Е-xecutive.ru, провозгласившей своей целью консолидацию менеджеров страны. И действительно, на страницах этого портала вы можете не только искать работу, но и поучаствовать в деловых играх, обсудить решение интересных бизнес-проблем, пообщаться в живом форуме с профи, признанными лидерами в своей области. Однако, для того что бы стать участником такого вот профессионального объединения, надо пройти предварительный отбор, отсеивающий «нежелательные элементы».

Если же вас привела в Интернет противоположная потребность, и ваш интерес к работным ресурсам скорее профессионального свойства, для вас будет полезным использовать специализированные ресурсы для работодателей.

Развивая сервис, многие организаторы интернет-проектов поняли, что часто работодатель и соискатель, не могут полностью удовлетворить своих потребностей в рамках одного ресурса. И если аудитория «соискательских» ресурсов несомненно более массовая, то аудитория ресурсов, ориентированных на профессиональных рекрутеров, намного более постоянная и требовательная к качеству информации и услуг. А как же иначе? Ведь для рекрутера или менеджера по персоналу такой сайт, является таким же необходимым инструментом для работы как готовальня для чертежника. Ну, а за качество, как известно — необходимо платить. Так что — большинство ресурсов, ориентированных на работодателей — платные. Нет, не пугайтесь — так называемая «шельфовая» зона, содержащая большую часть информации — доступна, но вот для того что бы воспользоваться сервисами, призванными сэкономить ваше время и предложить новый уровень обработки информации, придется заплатить.

На работодателей ориентированны такие ресурсы как: Resune-Bank, NewJob, Nation Job Club, Profy.ru, E-Staff. Последний, помимо информации и сервисов, предлагает рекрутеру специализированное программное обеспечение для работы с персоналом.

Как сделать поиск эффективным?

В первую очередь вы (соискатель) должны четко представлять какую именно работу вы ищите.

К началу поиска вы должны иметь структурированное резюме в электронном формате и список наиболее интересных ресурсов, с которыми вы планируете работать.

Выделите ключевые для вас параметры вакансии, которые вы будите указывать в поле запроса.

Ими могут быть зарплата, название вакансии, город или требования к специалисту. Строгость параметров запроса каждый пользователь определяет для себя на практике. Ведь если требования будут крайне расплывчатыми — вы окажетесь погребены под грудой объявлений, прочесть которые не хватит человеческих сил. Однако верно и обратное — при слишком жестких критериях отбора, вы рискуете пропустить потенциально интересные для вас предложения. Например многие компании, не указывают в предварительном объявлении размер стартовой оплаты.

Несколько практических советов, призванных облегчить вашу работу с job ресурсами.

  • После первого посещения, поставьте закладку (добавить в избранное) на понравившийся вам ресурс. Это позволит вам в дальнейшем сэкономить время на поисках нужной страницы.
  • Держите под рукой файл с текстом вашего резюме и копируйте текст непосредственно оттуда. Если вы будете заполнять все формы вручную, то это отнимет слишком много времени.
  • Информацию о себе (мини-резюме) необходимо оставлять каждые 3-4 дня, иначе она уходит в архив. Вряд ли работодатель найдет время там копаться.
  • Вакансии стоит просматривать за последние 7-10 дней. Более старые вакансии как правило уже закрыты. Впрочем — если вы обладатель редкой специальности, то вас это не касается.
  • Никогда не реагируйте на вакансии в которых нет четких профессиональных требований к соискателю, а название вакансии на водит на размышление о юморе А.Задорнова. скорее всего под таким объявлением маскируется представитель очередной пирамиды. Увы, и таких предостаточно.
  • И последний совет — указывайте в резюме, тот контакт по которому с вами действительно можно связаться. Что толку от указанного адреса электронной почты, если вы проверяете ее раз в неделю?

А еще в Интернете есть масса просто полезных и интересных мест, которые стоит посетить в процессе поиска работы.

Есть конференции профессионалов в различных областях, «черно-белые» списки работодателей и кадровых агентств, рассказы опытных job-search-ров, и просто забавные истории.

Ищите — и обрящите. По моему глубокому убеждению в сети есть все что вам нужно. Нужно только правильно искать.