Увольнение без слез
Быть уволенным, полететь с работы, попасть под сокращение, получить от ворот поворот — как это ни назови — никогда не бывает приятным. Когда подобное происходит с руководителями разных уровней, они употребляют более мягкие завуалированные выражения. Они уходят на покой, уходят по взаимному соглашению, оставляют работу в компании, чтобы больше времени проводить с семьей, меняют род деятельности или ставят для себя новые высоты. Даже увольнение по собственному желанию может пройти не очень гладко. Но, как бы мы ни расставались с работодателем, стоить хорошенько поразмыслить над тем, как это сделать лучше всего.
Через три года работы над десятичасовым документальным многосерийным фильмом о погибших цивилизациях (Lost Civilizations) для Time-Life Video and Television Джейсон Вильямс (Jason Williams) узнал, что он уволен с поста вице-президента по производственным вопросам. Его просто не оказалось в команде, которую набрал новый президент компании.
Такое происходит сплошь и рядом, но от этого не легче. М-р Вильямс (Mr Williams) гордился своей работой. Он знал, что руководство компании чувствует вину за то, что его спровадили под таким благовидным предлогом. Он спросил у них, дадут ли они ему право использования небольших отрывков материалов фильма в коммерческих целях.
М-р Вильямс (Mr Williams) верил в свою работу. «Если вы хорошо выполнили свою работу, то вы будете знать какую прибыль вы принесли всей фирме», — говорит он.
Разрыв контракта о найме, не важно по чьей инициативе, — стресс для обеих сторон. Как бы ни хотелось топнуть ногой, ударить кулаком об стену или разбить копировальный аппарат, нужно набраться сил и сохранить хладнокровие и уйти как подобает профессионалу.
Убедитесь, что вы действительно этого хотите
Тем, кто увольняется по собственному желанию и собирается устраиваться в другую фирму, помогут несколько принципов, благодаря которым этот переход пройдет гладко, без негативных эмоций и которые позволят «не сжигать мосты» позади себя. Нед Элтон (Ned Elton) ушел из Procter & Gamble после семи лет работы в компании на должности менеджера мировых марок (Global Brands Manager) для того, чтобы открыть NW2 Media, компанию по интернет-маркетингу. Когда бывший босс спросил м-ра Элтона: может быть, тот передумает и останется, то услышал в ответ твердое «решение уже принято».
Не следует просить вас уволить, если вы действительно этого не хотите. Никогда не стоит использовать уход с работы как средство повышения зарплаты.
Томас Маклейн (Thomas McLane), исполнительный директор совета директоров в Greenwich, штат Коннектикут, предлагает отправлять написанное от руки письмо вашему генеральному директору или непосредственному начальнику и после этого, не откладывая в долгий ящик, просить о приеме по личному вопросу.
Во время беседы предложите любую помощь, чтобы избавить фирму от неудобств, которые вы причиняете своим уходом. Если возможно, согласитесь проработать еще столько, сколько это необходимо, и ввести в курс дела того, кто займет ваше место. Если вы не можете остаться, вам следует оставить ваш электронный адрес и номер домашнего телефона или другие контактные телефоны.
«Позаботьтесь о команде — ваших бывших коллегах. Они остаются, и они не должны почувствовать себя пассажирами тонущего корабля, с которого вам удалось спастись», — говорит м-р Маклейн (Mr McLane). Согласовав объявление о вашем увольнении с руководством, вы избежите сплетен, слухов и потенциально опасных домыслов.
Вы могли бы устроить для сослуживцев вечеринку, говорит Джон Бонджиомо (John Bongiorno), руководитель поискового агентства MyRecruiter.com: «Не забывайте, что, возможно, они смотрели на вас как на наставника, и, таким образом, вы несете некоторую ответственность за них и их семьи».
В каждой отрасли, однако, существуют свои правила. Среди банкиров и биржевых маклеров с Уолл-стрит процесс увольнения часто протекает быстрее. «В этом сумасшедшем мире конкуренции, связей и репутации многие увольняются за один день, безо всяких проводов и прощальных речей», — говорит Март Бейли (Mart Bailey), глава совместного предприятия Callaway Private Equities partners from New York and San Francisco.
Даже если гром грянул неожиданно, и вас поставили перед фактом, пытайтесь подчеркнуть положительные моменты, если у вас есть проблемы с коллегами, уладьте их, не критикуйте других и оставьте свое рабочее место и документацию в порядке. В условиях современных развивающихся по спирали рыночных отношений многие возвращаются в компании, в которых когда-то работали, несколько лет спустя. На новом месте вы можете обнаружить, что ваш бывший работодатель стал вашим клиентом или даже подчиненным.
Не теряйте самообладания
Увольнение часто считают клеймом позора. Решения обычно принимаются при закрытых дверях и держатся в секрете. Иногда известие об увольнении становится подтверждением давно мучившего предчувствия, а иногда генеральный директор вдруг сообщает вам о решении совета директоров после одного из совещаний. И снова, независимо от того, как это случилось, главное — спокойно реагировать на происходящее.
Очень сильно искушение дать волю гневу, особенно если вы считаете, что вас подставили. Возможно, если речь идет об одном из боссов, руководство компании не совсем четко представляло себе его роль еще при приеме на работу или, может быть, он не вписался в культуру той страны, где работал.
«Вместо того, чтобы жечь мосты, возьмите себя в руки», — советует Дон Андерссон (Don Andersson) президент «Андерссон Груп» (The Andersson Group) в Крэнфорде, штат Нью-Джерси. Его фирма помогает компаниям определить навыки и модель поведения, необходимые для конкретных должностей: «Даже перед собеседованием при уходе из компании спросите себя, чему научил вас этот межличностный опыт».
Какова бы ни была причина вашего увольнения, откажитесь от борьбы.
Сконцентрируйте свои силы на получении рекомендательных писем. Это означает, что вы должны договориться об официальной версии вашего увольнения, которую подтвердит ваша компания. (Если вы все еще кипите от злости, отдохните столько времени, сколько потребуется, чтобы начать поиск новой работы без горечи в сердце.)
Затем создайте выгодные для себя условия на время перехода в другую компанию. Попросите руководство дать вам возможность доработать на прежнем месте как можно дольше. Не забудьте упомянуть о помощи в трудоустройстве и других всевозможных льготах и благах. Руководители среднего уровня, скорее всего, воспользуются поддержкой, оказываемой компаниями уволенным сотрудникам. Сюда входит и пользование библиотеками, и проведение консультаций, и предоставление офиса и помощи секретарей. Если захотите, вы можете просить денежной компенсации, говорит м-р Маклейн (Mr McLane). Также не забудьте упомянуть все те льготы, которые компания уже профинансировала, такие как членство в профсоюзе или подписки на периодику.
Если вы считаете, что ваше увольнение можно оспорить в суде, не заводите об этом разговор, пока не проконсультируетесь с адвокатом. Кроме того, спросите себя, что вы этим выиграете. «Можно выиграть битву, но проиграть войну», — предупреждает м-р Андерссон (Mr Andersson). Может быть, другая компания не захочет принять на работу сутягу.
Да и кроме того, вы можете заработать на чувстве вины, которое обязательно испытывает ваш начальник. Почти любой человек, кому пришлось кого-нибудь уволить, переживает внутреннюю борьбу. Мало кто находит удовольствие в исполнении роли Господа Бога, принимая решение относительно чужой карьеры. Более того, известие о конфликте может повлиять на моральное состояние остальных сотрудников.
Джейсон Вильямс (Jason Williams), который признает, что он воспользовался чувством вины своего работодателя для того, чтобы получить дешевые права на свой документальный фильм, был вознагражден три месяца спустя, когда его работа на глазах у тысяч телезрителей получила премию «Эмми» за лучший документальный фильм (Emmy award for Best Documentary). «Моя компания, JWM Productions, впоследствии смогла заработать в общей сложности свыше 6 миллионов долларов при использовании этого материала», — говорит он. Хладнокровие и хорошо продуманный план действий в конце концов окупились с лихвой.