Вы прошли собеседование — вполне удачно, на ваш взгляд. Но вам так и не перезвонили. Почему? Чтобы разобраться, по каким причинам кадровики отказывают одним кандидатам, а другим дают положительный ответ, корреспондент «Работы для вас» побывал на собеседованиях в крупной компании, набирающей офисных сотрудников.
Первая соискательница претендовала на вакансию бухгалтер. Это была женщина 42 лет, опрятно одетая, с обаятельной доброй улыбкой.
Собеседование началось с просмотра резюме претендентки и вопросов о прошлом опыте работы, коллективе, причинах увольнения.
— Я еще не уволилась, — ответила соискательница. — Пока только думаю об этом, подыскиваю более подходящий вариант. Ваша организация подходит мне по причине близости к дому — я живу отсюда в 20 минутах ходьбы. Мне просто будет удобнее добираться.
— А зарплата?
— Здесь она выше, но незначительно, так что основной плюс все-таки территориальный.
— Коллектив бросать не жалко? 8 лет вместе работаете.
— Жалко, но близость места работы к дому уж очень заманчива. Я устала ежедневно тратить на дорогу по три часа. Если нужно задержаться на работе, то возвращаться приходиться чуть ли не ночью. Это тяжело. А с коллективом, думаю, я и здесь уживусь. Я человек не конфликтный, с людьми быстро срабатываюсь.
— А к прошлому коллективу быстро привыкли?
— Достаточно. Ну, в начале то, конечно, не очень комфортно было, как в любом новом месте. А потом притерлись друг к другу, так что сейчас отношения действительно очень хорошие.
Затем шел блок профессиональных вопросов: с чем соискательнице приходилось сталкиваться, с чем — нет. Обсудив это все, менеджер поинтересовалась:
— Вам нужно будет отрабатывать 2 недели при увольнении?
— Я думаю, мы как-нибудь договоримся с начальником. Может, он отпустит и без отработки. А что, вы уже приняли решение относительно моей кандидатуры?
— Нет еще, — улыбается кадровик, — вам сначала нужно пройти еще одно собеседование — с нашим главным бухгалтером. Сейчас я ей позвоню, подождите.
Менеджер по персоналу набрала номер, поговорила, и попросила соискательницу пройти за ней — в кабинет главного бухгалтера.
Я отправила соискательницу на собеседование с главным бухгалтером. Она произвела на меня благоприятное впечатление. Судя по послужному списку, указанному в резюме, сотрудник она надежный — не скачет с места на место, на каждом работает долго. Это хорошо. Из рассказа о коллективе видно, что она бесконфликтный человек. Дети у нее уже взрослые — это плюс, т.к. не будет брать бесконечные больничные. Приятная, открытая. У меня лично нет никаких замечаний к соискательнице. Главный бухгалтер поговорит с ней, проверит опытность, и если по знаниям она подойдет, мы ее примем.
(Главбух перезвонила через полчаса, и сказала, что соискательницу можно приглашать на оформление.)
Следующий кандидат, мужчина 30 лет, претендовал на должность IT-специалиста. Одет он был скорее в спортивном стиле, чем в деловом: джинсы, свитер с высоким воротом, черные ботинки, покрытые толстым слоем уличной пыли. Зато у него был приятный парфюм, правда, с количеством он переборщил — аромат мы услышали еще до того, как кандидат постучался в дверь.
Менеджер по персоналу начала собеседование с вопроса об образовании, затем спросила, чем конкретно он занимался в фирме, в которой работал раньше. Поинтересовалась, женат ли, — оказалось, нет.
Во время разговора молодой человек сидел на стуле, развалившись, вытянув вперед ноги. Можно сказать полулежал. Руки он практически постоянно держал скрещенными на груди. В глаза HR-у смотрел редко. Перед тем, как ответить на вопрос, всякий раз тяжко вдыхал — в общем, производил впечатление великомученика. Понять его речь тоже временами было непросто, т.к. большей частью она состояла из профессионального сленга и слов-паразитов. По кадровику было видно, что она тоже понимает его лишь частично — периодически женщина вопросительно поднимала брови, но соискатель этого не видел, т.к. не отрывал взгляда от своих ботинок.
Нет, этот соискатель не будет у нас работать. И дело даже не в том, что он одет неопрятно — многие компьютерщики этим страдают. Не имеет значения и то, что от него слишком резкий, удушающий запах одеколона. Он общается в странной манере. Такое чувство, что ему ничего не нужно. Он пассивен, не заинтересован в том, чтобы как-то развиваться внутри компании. Задаешь ему вопрос, и получаешь односложный ответ — как будто соискатель одолжение делает, открывая рот. Такие сотрудники нам не нужны.
Третьей порог отдела кадров перешагнула особа 23 лет. Претендовала она на должность товароведа. Девушка являла собой сильный контраст с предыдущим соискателем — подвижна, активна, ничего не стеснялась, постоянно вертела головой по сторонам. Разговор шел в следующей манере:
— Где вы до этого работали?
— Там в анкете написано.
— Неразборчиво.
Девушка произносит название фирмы.
— Чем она торгует?
— Электроникой.
— А почему вы уволились?
— Так получилось . Мне было так удобно . Замуж собиралась.
— Вышли?
— Нет. Пока нет.
— Сколько вы были без работы? Полгода? А чем все это время занимались?
— Дома сидела.
— А почему решили снова выйти на работу?
— Надоело от жениха зависеть. Хочется стать самостоятельной.
— Понятно. Вы не указали контактный телефон той организации. У них есть какой-нибудь номер?
— Я не знаю их номера. Кажется, фирма переехала.
— То есть контакты вы дать не можете?
— Нет. Ну, если хотите, можете записать номер мобильного телефона моей напарницы. Она меня порекомендует.
— Нет, спасибо.
Эту девушку мы точно не примем. У нее высшее экономическое образование — это плюс. Но опыта работы мало. Кроме того, она несерьезно настроена: уволилась, потому что собиралась замуж. Сейчас, видимо, поругалась с женихом и решила выйти поработать. Завтра они помирятся, и она снова уйдет, потому что ей так будет удобно. Рекомендаций предоставить не может, это тоже тревожный признак. Да и вообще, она демонстрирует полное неумение общаться: зачем мне, постороннему человеку, знать столько подробностей о ее жизни — ей-богу, простота хуже воровства Хотя для товароведа еще неизвестно, что хуже.