Энциклопедия
по трудоустройству

Маркетолог

Маркетолог (англ.-market-рынок) — исследующий рынок: изучает, прогнозирует и формирует спрос на товары и услуги, определяет перспективы сбыта, отслеживает конкурентную среду и т.д. Словарь новейших профессий на рынке труда.

Должностные обязанности

  1. Осуществляет разработку мер по производству продукции (товара) и оказанию услуг, которые находят наибольший спрос и рынок сбыта.
  2. Содействует сбалансированному развитию производства и сферы услуг, готовит предложения по выбору и изменению направлений развития товарного ассортимента, производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности.
  3. Участвует в разработке маркетинговой политики, определении цен, создает условия для планомерной реализации товара и расширения оказываемых услуг, удовлетворения спроса покупателей (клиентов) на товары и услуги.
  4. Изучает рынок аналогичных товаров и услуг (анализ спроса и потребления, их мотиваций и колебаний, деятельности конкурентов) и тенденций его развития.
  5. Прогнозирует объем продажи и формирует потребительский спрос на товары и услуги, выявляет наиболее эффективные рынки сбыта, а также требования к качественным характеристикам товара (способ его производства, срок службы, правила пользования, упаковку) или оказываемой услуги.
  6. Исследует факторы, влияющие на сбыт товара и имеющие значение для успешной реализации оказываемых услуг, типы спроса (устойчивый, ажиотажный, кратковременный и др.), причины его повышения и снижения, дифференциацию покупательной способности населения.
  7. Совершенствует информационное обеспечение проводимых исследований рынка.
  8. Разрабатывает программы по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекомендации по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами.
  9. Определяет меры, подготавливает предложения и разрабатывает рекомендации по повышению качества и улучшению потребительских свойств товаров и услуг, перспективы освоения новой продукции и рынков сбыта, с учетом социально-демографических особенностей различных групп населения, состояния и динамики их доходов, традиций и вкусов, а также необходимые для этого затраты всех видов ресурсов, включая сырье, материалы, энергию, кадры.
  10. Анализирует конкурентную среду с учетом изменений в налоговой, ценовой и таможенной политике государства, объем оборота, прибыль от продажи, конкурентоспособность, скорость реализации, факторы, влияющие на сбыт.
  11. Ведет контроль за сбытом, проводит сопоставление запланированных данных с полученными результатами по объему, выручке, времени сбыта (оказания услуг) и территории их распространения, выявляет отклонения и изменения конъюнктуры рынка.
  12. Обеспечивает рост эффективности предпринимательской деятельности, прибыли и доходов, повышение конкурентоспособности товаров и услуг.
  13. Принимает участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации управленческих кадров с учетом требований рыночной экономики.

Должен знать:

  • законодательные акты, нормативные и методические материалы по маркетингу;
  • рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики;
  • конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка;
  • методы проведения маркетинговых исследований;
  • основы менеджмента;
  • направления предпринимательской деятельности, организационно-правовой статус предприятия, учреждения, организации, перспективы его развития;
  • опыт аналогичных отечественных и зарубежных фирм;
  • этику делового общения;
  • технологию производства выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг);
  • методы расчета прибыли, эффективности, рентабельности и издержек производства;
  • ценообразование и ценовую политику;
  • организацию торгово-сбытовой деятельности, производства, труда и управления;
  • методы изучения внутреннего и внешнего рынка, его потенциала и тенденций развития;
  • формы учетных документов и порядок составления отчетности;
  • технические средства сбора и обработки информации, связи и коммуникаций;
  • компьютерные технологии и операционные системы;
  • организацию рекламного дела;
  • гражданское право, трудовое и хозяйственное законодательство;
  • правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации

Высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка по маркетингу без предъявления требований к стажу работы.