Главная / В поисках работы

Ярмарка тщеславия, или как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда

Автор: Елена Юрьева
Источник: Журнал «Работа & Зарплата» № 26 (2006 г.)

Не секрет, что из желающих занять престижную вакансию выстраиваются нешуточные очереди, а работодатели производят отбор соискателей на основании серьезных конкурсов. Порой несколько унизительных, даже с элементами агрессии со стороны интервьюеров. А почему бы нанимателям самим не воспитать достойную смену из собственных сотрудников? Но обучение — дело хлопотное, требующее большого терпения. А вдруг подготовленный человек возьмет да и перейдет в другую фирму? Всякое бывает. Поэтому гораздо легче дать объявление и отобрать лучших из лучших… Так как же повысить свою конкурентоспособность на рынке труда?

Если вы шаг за шагом строите свой успех, рано или поздно вам придется принять участие в так называемой ярмарке тщеславия. Вы же не думаете на самом деле, что, добравшись до вожделенной вершины, никого там не обнаружите? На верхних ступеньках карьерной лестницы, как на экскурсионной площадке, толпится народ, желающий подняться еще выше. Потому что лестница эта бесконечна. Неслучайно девиз одной известной спортивной корпорации гласит: «Финишной черты нет»! Как это ни удивительно, потолок своих мечтаний мы устанавливаем сами: «Вот буду директором…» Большинство настоящих карьеристов, конечно, хотят в дальнейшем открыть свой бизнес, благодаря чему поле деятельности может стать поистине необозримым, даже космическим. Но вернемся на землю. Разделим на реальные участки свой путь сквозь тернии к звездам.

Итак, на начальном этапе вы претендуете на престижную должность в отечественной компании-производителе, в инофирме и т. д. В общем, там, где вас ждет зарплата с несколькими нулями.

В данный момент на рынке труда ощущается явная нехватка желающих занять низкооплачиваемые должности в различных сферах деятельности. Строительный бум поднял стоимость только квалифицированных рабочих — таких, как токари, фрезеровщики, сверловщики, сварщики и т. д. Особенно в цене работники старой закваски — мастера своего дела. Мало и специалистов узкого профиля. А вот на топ-позиции управленческого характера претендуют многие. Однако расстраиваться не будем. Как сказал менеджер компании «Пепси-Кола» Уэйн Коллауэй: «Ничто так не проясняет мышление, как вид конкурента, который хочет сожрать вас». Прежде всего вам следует решить, что делать в ближайшее время:

1. Выбирать престижную вакансию на элитном рынке труда.

2. Искать достойное место работы.

3. Претендовать на конкретную должность конкретного предприятия.

Почему это разделение так важно? От выбора зависит план дальнейших действий. Первый вариант больше подойдет тем, кто уже имеет успешный опыт работы в своей области и считает себя профессионалом высокого класса. Как правило, в багаже у такого человека есть пара-тройка высших образований, научная степень, программа МВА, стажировка за границей или участие в международных проектах, знание нескольких языков и т.д. Подобных граждан везде принимают с распростертыми объятиями, как правило, они редко сидят без работы, потому что постоянно в движении. А уж если такой уважаемый элитный специалист остался не у дел, он вправе диктовать свои условия — начиная с места работы и заканчивая должностью и зарплатой. Однако надо иметь в виду, что слишком гладкое резюме вызывает у менеджеров по подбору персонала некоторое подозрение и мысли, что здесь все же что-то не так.

Один мой знакомый, опытный кадровик с многолетним стажем, сказал как-то, что такие профессиональные «верительные грамоты» действуют на него, как красная тряпка на быка: «Не верю! Или негативные моменты умело скрыты, или характер претендента далеко не сахар. За настоящими профессионалами я охочусь и переманиваю их из других учреждений…» Возможно, такое мнение глубоко субъективно, но его также нужно учитывать и не делать вид, что ваша рабочая биография — череда непрерывных побед. Многое вам далось далеко не сразу. В рассказе о стажировке, например, прямо скажите, что только на третий год вы, допустим, выиграли труднейший тендер. Или что‑то в этом роде. У кадровика должно сложиться впечатление, что перед ним не мистер Совершенство, снизошедший до данной позиции, а хороший специалист, который всегда добивается своего и при этом очень удачлив. (И новой компании, добавим про себя, с вами крупно повезло…) Но запомните: ни один руководитель не возьмет к себе «тридцать три несчастья»!

Второй вариант (поиск достойной работы) более распространен. Найдя несколько подходящих вакансий, разошлите по указанным факсам или e-mail свои резюме. Причем не одно и то же, сделанное под копирку. Учтите должностные требования каждого места. Ваша первоочередная задача — доказать нанимателю, что вы именно тот, кто ему нужен, поскольку у вас есть требуемое образование, трудовой стаж и профессиональные навыки. В резюме должно прозвучать все то, что заявлено в объявлении. Плюс дайте информацию о фирмах, где вы уже трудились. Подчеркните моменты, которые могут особенно заинтересовать работодателя. Например, опыт сотрудничества с региональными дистрибьюторами или создания отдела продаж с нуля. Если вам удалось хорошо сэкономить в предыдущей организации (особое пристрастие инофирм!), внедрить нечто принципиально новое или совершить что‑то в этом роде, не стесняйтесь, рассказывайте. Только тогда полученное резюме не выбросят сразу в мусорную корзину…

Очень важно также объяснить, почему вы претендуете на данную должность и какую пользу надеетесь принести компании. Опять‑таки учитывайте при этом специфику фирмы-работодателя. Ознакомьтесь предварительно с мифами самого предприятия, с тем, что оно пропагандирует (здоровый или спортивный образ жизни, правильное питание и т. д.). Не перепутайте! По идее ваши интересы должны совпадать с интересами компании. В дополнительных сведениях укажите свои действительные качества и пристрастия, востребованные в данной области. Расписывая достоинства, помните: краткость — сестра таланта. Обращали вы внимание, что влиятельные люди обычно не имеют привычки много говорить? Резюме — только крючок с наживкой для поимки золотой рыбки. На него должны клюнуть. Обозначьте самое главное, остальное доскажете на собеседовании. Пишите информативно, кратко, наглядно, конкретно и достоверно. Не забудьте про два важных «О» любого резюме — оформление и орфографию!

Третий вариант (претендовать на конкретную должность конкретного предприятия) может быть самым легким и в то же время самым неперспективным. Легким, поскольку вы четко знаете свою цель, уже определились (что немаловажно). И далеко не перспективным, поскольку затраченные усилия (порой по не зависящим от вашей воли и желания обстоятельствам) могут не сработать в нужном направлении. То есть цель не оправдает средств, так как вы положите на алтарь вакансии все свои знания и умения.

Посмотрите еще раз свои козыри конкурентоспособности. Допустим, образование. Хорошо бы не одно. Курсы повышения квалификации, иностранного языка и различные тренинги также пойдут в плюс. Если вы имеете лишь одно высшее образование, то, для того чтобы быть хоть немного выше других, необходимо продумать о втором. Углубленные знания в какой‑либо области можно набрать и с опытом, но сколько шишек вы набьете по пути! Да и о топ-позиции придется на время забыть. Второе высшее сейчас очень ценят работодатели. Хотя по сравнению с не менее популярной программой МВА фундаментальное образование считают несколько теоретизированным и оторванным от практики. Но это уж решать вам.

Идеально, конечно, получить образование, а затем его расширить или дополнить вторым, например, если выпускник языкового института, работая в торговой инофирме, почувствовал острую необходимость в экономических знаниях, без которых о росте не может быть и речи. Или наоборот — экономисту понадобился язык. А затем, после высшего на базе высшего, продвигаясь по карьерной лестнице, нелишне приобрести управленческие навыки на МВА. Борясь за слушателя (клиента), вузы пытаются наполнить лекции практическим смыслом, а программы МВА расширяют специализацию и формат: от вечерних и модульных до дистанционных и mini-МВА. Безусловно, на все это нужно время и деньги. Однако вложения в себя, любимого, считаются самыми прибыльными и обязательно окупятся в дальнейшем с лихвой. Жаль и драгоценного времени, но, как считал Наполеон Бонапарт, «чтобы побеждать, приходится быть безжалостным». В том числе и к себе.

Если уж вам непременно нужно место в определенной крупной компании, может быть, реальнее притязать на должность заместителя или просто сотрудника отдела. Между нами говоря, большие фирмы считают, что на руководящие посты у них вправе претендовать только люди семи пядей во лбу. А таких не так уж много. Даже если вы — ребенок гения. К сожалению, из более чем 200 детей, родившихся благодаря банку спермы нобелевских лауреатов, лишь один, Дорон Блейк, оказался наделен прекрасными данными, в том числе и благодаря своей матери. Его индекс интеллекта равнялся 180, в два года он умел пользоваться компьютером, в пять читал «Гамлета» и был очень заносчивым ребенком. В 2001 году его разыскали в Reed College. Юный гений забросил учебу и стал хиппи. «Это была абсурдная идея создавать гениев, — сказал молодой человек итальянскому журналисту. — Люди надеялись на то, что я добьюсь грандиозных успехов. Но я не сделал ничего особенного. Если бы я родился с IQ 100 вместо 180, я мог бы сделать в жизни то же, что и сейчас».

Отсюда несколько несложных правил конкурентоспособного человека:

1. Если даже у вас великие родители, не идите по их стопам, не застревайте в их прошлом, не пользуйтесь их протекцией. Вы можете навсегда остаться в их тени.

2. Ваши интересы совпадают с интересами вашей компании только до той поры, пока вам это нужно, выгодно, важно и т. д. Никогда не изменяйте самому себе!

3. Повышайте свой образовательный уровень, совершенствуйте профессиональные навыки, работайте над имиджем. И не оглядывайтесь на мнение окружающих, которые могут тормозить вас завистливым вопросом: «Тебе это надо?»

4. Сосредоточьтесь прежде всего на своей карьере. Вас не должны волновать временные спады. У кого их не бывает?! Необходимы оптимистичный настрой и уверенность в своей путеводной звезде.

5. Нынешнее место работы не должно стереть вашу индивидуальность. Используйте любую возможность, чтобы стать известным специалистом за пределами родной конторы (пресса, телевидение, симпозиумы, выставки, круглые столы и т. д.), расширяйте свои профессиональные контакты.

Есть один секрет успешного поиска работы, способный помочь вам выйти из борьбы без травм физического и психологического характера: чтобы оказаться конкурентоспособным на рынке труда, необходимо стать внутренне независимым человеком и специалистом. Что это значит? Естественно, не то, что вы должны работать один и на необитаемом острове! Еще древнегреческий историк Плутарх заметил, что «кони, запряженные в колесницу, бегут быстрее, нежели поодиночке, не потому, что общими усилиями они легче рассекают воздух, но потому, что их разжигает соревнование и соперничество друг с другом». Конкуренция подстегивает карьериста больше, нежели честолюбие, не дает расслабиться. Поэтому она скорее катализатор ваших будущих побед, нежели препятствие на пути к ним. Всегда помните об этом и не бойтесь вступать в конкурентную борьбу за место под солнцем.

 

© 2003-2015