То, что с помощью резюме вы должны макcимально использовать свой деловой потенциал, — очевидно. Но, как правило, соискатель готовит этот судьбоносный документ, ориентируясь на конкретное предложение. Вернее, держа в уме шансы на занятие вполне определенной должности. Хотя бывают ситуации и прямо противоположные.
Скажем, вы почти на 100% уверены в наличии интересующей вас вакансии в некой фирме. Или — даже шире — в ряде родственных учреждений. Отсутствие конкретики не должно помешать вам составить грамотное и убеждающее резюме. Допустим, вы морально подготовились и решили попытать счастья в известной вам компании.
Вы знаете, куда и кому адресовать резюме, но совершенно не представляете, каким оно должно быть. Иными словами, у вас нет точных данных о предпочтениях работодателя. Выход один — составить вариант так называемого «множественного» резюме. Этот подход, конечно, не предполагает сугубо прямолинейного исполнения. Просто вы готовите документ, предполагая его универсальное использование. Вы должны заручиться поддержкой знакомых, работающих в интересующей вас отрасли или группе компаний, и таким образом подготовить почву для распространения резюме.
Поскольку заранее никто не может гарантировать доставления этого резюме к цели, тиражирование в нем слишком частной информации невозможно. Следовательно, такое резюме должно носить исключительно краткий, даже ознакомительный характер. Краткое резюме нельзя рассматривать как своего рода гарантию получения заветной вакансии по знакомству. Оно также не является заявкой, обращенной к будущему работодателю. Нет, и формально и фактически вы только создаете предпосылки для написания «настоящего» резюме и параллельно зондируете почву в интересующей вас сфере.
Специалисты рекомендуют прибегать к подобной тактике далеко не всегда, а только в располагающих к этому случаях. Например: вы уверены в существовании нужной вакансии, но по каким-то объективным причинам не имеете возможности обработать весь массив объявлений работодателей. В таких ситуациях краткое резюме служит для формирования правильного представления о движении рынка труда. (Опять необходимо повториться — в интересующей вас отрасли.) Есть еще один существенный момент — психологического характера.
Дело в том, что получив от вас просьбу о ходатайстве, далеко не все знакомые рьяно возьмутся за ее выполнение, а могут попросту показать, что никогда не придавали значения этому знакомству. Но если они получат от вас краткое резюме, у них будет меньше поводов отказать. Точнее, они могут вообще отказаться, но если возьмут бумагу, то шансы на то, что обещанное будет исполнено, возрастают. Краткое резюме, «играющее» в вашу пользу при любом повороте событий, — это также потенциальная возможность попасть на нужного работодателя и при неблагоприятном развитии событий. Обычно подготовка достойного резюме занимает немало времени.
В случае если вы совершенно не убеждены, что ваш труд найдет адресата (скажем, агентство по трудоустройству не проявляет должной активности), вам лучше не тратить попусту силы, но сделать краткий вариант резюме, опустив важные, но стратегически менее значимые подробности трудовой биографии. Затем вы рассылаете краткие резюме максимально возможному количеству работодателей, не особенно беспокоясь, к кому они попадут и попадут ли вообще.
Зато если вы соблюдаете четкие критерии составления резюме, цель будет поражена. Надо лишь помнить о трех основных пунктах: — не ограничивайте намеренно сектора рассылки кратких резюме. Сегодня рынок труда структурирован так, что искомая компания может запросто принадлежать другому сектору; — не акцентируйте в кратком резюме своей узкой специализации: быть может, фирма ищет как раз профессионала с вашими познаниями и умениями, но по неким причинам не афиширует этого; — если позволяет ситуация, постарайтесь напомнить наиболее значимым для вас работодателям о себе: отсутствие скорого ответа — еще не повод предположить, что резюме пропало. Учитывая все вышесказанное, надо подчеркнуть, что, вверяя свою судьбу краткому резюме, вы неизбежно попадаете под власть иррациональных законов.
Резюме может попасть по назначению, а может оказаться просто в невероятном месте. Вы можете вовсе не получить приглашений на интервью, а можете получить их столько, что физически не сумеете посетить всех откликнувшихся работодателей. Следовательно, вы должны сознательно ограничить себя при подготовке такого резюме. Ваша цель — дать о себе знать заинтересованным лицам. И еще. Краткое резюме всегда ориентировано на охват незнакомых вам работодателей. Поэтому — как можно меньше таких подробностей, которые могут быть истолкованы как фамильярность или высокомерие. Подробный рассказ о себе — впереди.