Резюме — это первая информация о соискателе. Она может оказаться единственной, если работодатель сочтет, что такой кандидат ему не подходит. Как заинтересовать потенциального начальника? Как получить приглашение на собеседование? Мы откроем вам секреты идеального резюме.
Роман к своим 28 годам успел поработать слесарем, водителем и курьером. Любая из этих профессий его устраивала, главное — чтобы оклад был не менее $500. Приступив к поискам новой работы, Роман, чтобы не утруждать себя лишними хлопотами, написал одно резюме на все вакансии, и без устали рассылал его работодателям. И очень удивился, что не получил ни одного отклика. Молодой человек недоумевал: как такое может быть, если вакансий в газете — воз и маленькая тележка? Неужели все они «липовые»?
Секрет № 1: На каждую вакансию надо составить отдельное резюме. И в графе «опыт работы» следует указывать только те должности, которые относятся к данной вакансии. Мешанина не нравится работодателям. Во-первых, есть опасение, что сам человек не определился, чего же он хочет. А во-вторых, непонятно, — на какую же вакансию он в данный момент претендует? Еще одна тонкость: если вы отправляете резюме по конкретному объявлению в газете или интернете, то название вакансии должно звучать точно так же, как заявлено у работодателя.
Сергей Сергеевич искал работу статистика. В газете он увидел заманчивое объявление и тут же выслал свое резюме работодателю. Прошла неделя, но ответа он не получил. Будучи человеком дотошным, Сергей Сергеевич решил выяснить, в чем причина. Он позвонил на фирму, его соединили с отделом кадров. Мужчина представился и спросил:
— Вы получили мое резюме?
Кадровик пошуршала бумагами и ответила:
— Да, получила. Извините, вы нам не подходите.
— Почему? Я же полностью соответствую требованиям!
— Среди обязательных условий — знание статистики. У вас этого нет.
— Как — нет? — возмутился Сергей Сергеевич. — Я же русским языком написал в резюме — «отличное владение математическим анализом». Да любой математик скажет, что это — то же самое, и даже чуть больше!
— Я не математик, — сухо ответила женщина и положила трубку.
Секрет № 2: Корректируйте резюме под конкретную вакансию. Пишите о ваших знаниях и умениях теми же словами, что работодатель в объявлении. Кадровик — тоже человек, он является профессионалом в кадровом делопроизводстве и лишь в общих чертах имеет представление о других специальностях. Перед ним лежит список характеристик, которым должен обладать идеальный соискатель. И если в резюме стоят другие слова, он делает вывод: «Не подходит». Не усложняйте жизнь кадровику и себе, говорите на одном с ним языке!
Елена Ивановна претендовала на должность директора столовой. Она составила резюме, прилежно скопировав все записи из своей трудовой книжки. Трудовой стаж у нее был солидный: она успела побывать и пионервожатой, и воспитателем в детском саду, и поваром. Почему же она так долго не может найти работу?
В конце концов Елена Ивановна получила ответ на свой вопрос. Позвонив очередному работодателю, она поинтересовалась, дошло ли ее резюме.
— Ваша фамилия? — спросила кадровик.
Елена Ивановна назвала.
— А-а, пионервожатая! — воскликнула кадровик. — Вы нам не подходите.
— Пионервожатой я была двадцать лет назад, — заметила Елена Ивановна, но собеседница уже бросила трубку.
Секрет № 3: Опыт работы надо перечислять в обратном хронологическом порядке — начиная с последнего места. И только тот, который имеет непосредственное отношение к вакансии. В каждом абзаце укажите: период работы, название предприятия, его сферу деятельности, должность, которую вы занимали, описание обязанностей и ваши достижения. Не забывайте, зачем вы пишете резюме, — чтобы доказать, что предыдущий опыт и знания позволяют вам занять данную вакансию.
Коля искал новую работу в тайне от коллег и начальства. Впрочем, текучка в отделе была большой, вот и сейчас были вакантны два места. На одно из них пришло очередное резюме.
— Слушайте, — объявила секретарша Леночка, — что этот мужик написал: «Дополнительная информация: не курю, не пью. Хобби — рыбалка». Вот умора!
Завхоз Петрович задумчиво почесал затылок:
— Что же он делает на рыбалке, если не пьет?
— Наверное, закодированный, — сделала вывод бухгалтер Ерофеева. — Зачем нам алкоголик?
— Да, странный тип. Ну его к лешему, возьмем кого-нибудь другого! — решил начальник отдела и отправил резюме в мусорную корзину.
Коля посмеялся вместе со всеми, а потом нашел в компьютере собственное резюме и удалил из него фразу: «Спокоен, коллекционирую аквариумных рыбок».
Секрет № 4: Не увлекайтесь лишней информацией. То, что у вас есть дочь 14 лет и квартира в собственности, работодателя не интересует. Когда соискатель пишет о своем хобби, в большинстве случаев это производит смешное и странное впечатление. Ну и что, если менеджер по продажам любит читать детективы — хорошо это или плохо? Другое дело, если увлечение непосредственно связано с вакансией: упомянуть о любви к детективам уместно, если вы претендуете на должность переводчика детективной литературы.
Алиса искала работу секретаря. Это объявление в газете она встречала уже пятый раз. Видимо, нелегко работодателю найти сотрудника на оклад $300. Девушка решила попробовать занять вакансию. У нее почти нет опыта секретарской работы, зато она молода и легко обучаема.
Алиса отправила резюме и стала ждать приглашения на собеседование. Так и не дождавшись, она сама позвонила работодателю.
— Вы нам не подходите, — сказали ей.
— Почему?
Ответ Алису ошарашил:
— Научитесь сначала грамотно писать.
Секрет № 5: Текст резюме должен быть безупречен с точки зрения орфографии. Опечатки производят отталкивающее впечатление. Еще хуже смотрятся ошибки в названиях компьютерных программ, у кадровика сразу возникает мысль: а знает ли их кандидат на самом деле? Или просто решил блеснуть красивыми словами?
Структура резюме должна быть четкой: текст разбивается на короткие, удобные для чтения абзацы. Заголовки следует выделять жирным шрифтом, а не курсивом или подчеркиванием, которые тяжелы для восприятия.
Объем резюме не должен превышать одной страницы формата А4. Большое количество информации вызывает раздражение у работодателя. Все дополнительные сведения, которые вам кажутся важными, всегда можно сообщить на собеседовании.